ГБУК «Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи»

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

Виртуальное путешествие по городу

Каждый день, перемещаясь по городу, мы проходим и проезжаем десятки улиц. Спрашиваем у прохожих, как попасть на Окопную улицу, пытаемся найти магазин на улице Шеина, живем на бульваре Гагарина, а учимся неподалеку от Энергетического проезда и улицы Воробьева… При этом совершенно не задумываемся об их названиях. А ведь они – названия – хранят для нас историю города, увековечивают имена доблестных его защитников в разные исторические эпохи, прославляют деяния наших знаменитых соотечественников и земляков. Среди них – люди, судьбой которых стало воплощение давней мечты человека – летать словно птица. Приглашаем совершить путешествие по этим улицам, в котором вас будут сопровождать книги и другие источники информации.

Иванов Ю. Г. Город-герой Смоленск : 500 вопросов и ответов о любимом городе / Ю. Г. Иванов ; художник Ю. Е. Каштанов и др.; фото В. В. Найденова, А. В. Шлыкова. – Смоленск : Русич, 2011. – 383 с. : ил.

Назарова О. В. Улицы Смоленска : библиографический справочник. – Смоленск : СОУБ, 2008. – 227 с. – Библиогр.: С. 198–202.

Лапикова А. В. Прогулки по Смоленску. – Смоленск : Русич, 2006. – 189 с. : ил.

Пашков Ю. В. Родные имена в названии улиц // Рабочий путь. – 2008. – 16 сентября. – С. 2.

Шашева Т. Забытые имена // Рабочий путь. – 2006. – 29 июня.

Школьников А. За именем улицы – имя героини // Смоленская газета. – 2011. – 5 марта. – С. 6.

Чистова И. Улиц станет больше // Рабочий путь. – 2016. – 22 апр. – С. 1. – (Дела городские).

Яковлев С. М. Край Икаров // Копилка старого смолянина / С. М. Яковлев. – Смоленск, 2007. – С. 231–260.

Оглавление

проспект Гагарина, бульвар Гагарина

улица Академика Петрова

улица Валентины Гризодубовой

улица Воробьёва

улица Губенко

улица Лавочкина

улица Полины Осипенко

улица Марины Расковой

улица Чкалова

улица Юрьева

улица Нормандия-Неман

***

Проспект Гагарина. Бульвар Гагарина

Смоленск

 

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики – праздник, к которому Смоленская земля имеет особое отношение. В этот день, в 1961 году, наш земляк Юрий Алексеевич Гагарин, преодолев земное притяжение, совершил первый в истории человечества полёт в космос. Всего 108 минут... Но уже более полувека люди помнят гагаринскую улыбку, гагаринский взмах рукой, гагаринское «Поехали!»…

Мирошниченко С. Первый в космосе: инфографика // Смоленская газета. – 2019. – 27 ноября. – С. 22. – (Подвиг Гагарина).

Об этом дне замечательные строки написал поэт А. Т. Твардовский:    

Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронёсся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясённый сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй-планетой был усыновлён…

Смоленская дорога, что к звёздам привела… : рекомендательный библиографический список

Скольким мальчишкам в далёком 1961-м родители дали имя Юрий! Сколько памятников по всему миру воздвигнуто в честь первого полёта человека в космос! Сколько улиц, проспектов,  площадей в больших и малых городах носят имя Гагарина! В Смоленске имя первопроходца космоса увековечено в названиях проспекта и бульвара в центре древнего города.

Проспект Гагарина, давно ставший одной из визитных карточек Смоленска, сто лет назад назывался Киевским большаком (Киевским шоссе, Киевской дорогой). Начинался от Молоховской площади (ныне пл. Победы) и шёл до каторжной тюрьмы (теперь – следственный изолятор), где  в  начале XX века содержались участники прокатившейся по России волны  революционных событий:  матросы с крейсера «Очаков», корабля «Память Азова», солдаты и матросы из восставшего Кронштадта, крепости Свеаборг. За каторжной тюрьмой начинался пустырь, и город практически заканчивался. А большак шёл дальше: через Стегримово, Монастырщину, Мстиславль, Кричев на Киев. Наискосок от тюрьмы находился ипподром, где в июне 1911 года авиатор Александр Васильев совершил первый в истории Смоленска показательный полет на самолёте «Блерио».

Школьников А. Впервые в небе сто лет назад // Смоленская газета. 2011. 21 июня. С. 7.

Лапикова А. От базара до тюрьмы // А. В. Лапикова. Смоленск. Свидание с городом. – Смоленск : Русич, 2009. – С. 212–220.

Перлин Б. Н. Гагарина проспект // Смоленск и его улицы : историко-географические очерки / Б. Н. Перлин. – Смоленск : Смядынь, 2002. – С. 84-85. 

Школьников А. А ведь юбилей не за горами // Смоленская газета. – 2009.  – 13 августа.

Из сохранившихся до наших дней довоенных домов тридцатых годов ХХ века самые известные – здание магазина «Юнона», «Дом специалистов», корпуса Областной больницы.

По генеральному проекту 30-х годов ХХ века на Киевском шоссе планировалось построить второй железнодорожный вокзал. В районе современной улицы Кирова должна была проходить железная дорога. Сюда же была проложена однопутная трамвайная линия, по которой бегал единственный трамвайчик. Но начавшаяся война внесла свои коррективы.

Смоленск. Киевское шоссе в годы оккупации и вскоре после освобождения. 1941-1943 гг.

Прошло всего шестнадцать лет после окончания Великой Отечественной войны. 13 апреля 1961 года  «…В ознаменование беспримерного героического подвига Юрия Алексеевича Гагарина, совершившего первый в мире космический полет, бюро Смоленского обкома КПСС и исполком областного Совета депутатов трудящихся постановили переименовать: … Киевское шоссе в гор. Смоленске – в проспект имени Юрия Гагарина…».  

Из решения № 269 Смоленского горисполкома от 13.04.1961

В 1973 году в Смоленске,  на проспекте, носящем имя первого космонавта Земли, был открыт  памятник. Скульптор Л. Е. Кербель преподнёс созданный им образ Юрия Алексеевича Гагарина в дар родному городу. По проекту архитектора С. М. Чикнаварьяна вокруг был разбит небольшой, уютный сквер.

Источник видео
 

Автор фото – журналист А. А. Стукалов. 1973 г.Бюст Гагарина

А началась звёздная дорога Юрия Гагарина в большую жизнь со смоленской деревни Клушино, дружной трудолюбивой семьи, военного детства, школы, встречи с летчиками-героями, посадившими свои  самолёты у села тогда, в сорок первомИ маленького вокзала в Гжатске – городе, носящем теперь его имя.

Вокзал в Гагарине

От проспекта Гагарина начинается бульвар Гагарина, соединивший крупнейшую магистраль города с улицей Тенишевой.

Бульваром эта небольшая зелёная улица стала в 1981 году по решению горисполкома № 65 от 30 января. До этого бульвар Гагарина именовался проездом.

Интерактивный проект Смоленской областной библиотеки для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова, посвящённый первому космонавту планеты.

Оглавление


***

Улица Академика Петрова

 

Улица Академика Петрова в прошлом носила название «Дорогобужская». Образована в районе новой застройки в 1957 году. Соединяет улицы Багратиона и полка Нормандия-Неман, связывает улицы Циолковского, Павлова, Марины Расковой, Тургенева, Павлика Морозова, Бородинскую. Имя академика Б. Н. Петрова присвоено улице 15 октября 1982 года, о чем свидетельствует мемориальная доска.

Борис Николаевич Петров (1913–1980) родился 26 февраля (11 марта) в Смоленске. Окончил Московский энергетический институт. Один из основоположников отечественной космонавтики. Результаты его  исследований нашли широкое применение в ракетно-космической технике. Учёный, чье имя долгое время было засекречено, являлся членом государственной комиссии по запуску первого космического корабля «Восток» с человеком на борту, возглавлял международную программу «Интеркосмос», в рамках которой были осуществлены полёты космонавтов многих стран. Активно участвовал в формировании отечественной многоразовой космической системы «Буран».

Б. Н. Петрову – крупному ученому, выдающемуся организатору науки, талантливому  педагогу – было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был награждён пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, удостоен Ленинской и Государственных премий СССР. Его деятельность получила широкое международное признание. Имя академика присвоено научно-исследовательскому кораблю Российской академии наук.

Макаренков П. Гордость земли Смоленской // Смоленская газета. – 2011. – 27 янв. – С.6.

Михайлова С. Академик Б.Н. Петров. Жизнь, отданная науке : к 100-летию со дня рождения нашего земляка-учёного, педагога, организатора науки, гражданина // Край Смоленский. – 2013. – № 5. – С. 21-22.

Перлин Б. Н. [Академика Петрова улица] // Смоленск и его улицы / Б. Н. Перлин. – Смоленск, 2012. – С. 68-70.

Петров Борис Николаевич. – Текст: электронный // Сайт ИПУ РАН.

Создатель систем управления: Борис Николаевич Петров // Смоленщина – земля великих людей. – Смоленск : Свиток, 2018. – С. 132–133.

Улица академика Петрова // Смоленская газета. – 2009. – 5 июня. – С. 4.

Оглавление


Улица Валентины Гризодубовой

На севере Смоленска в современном микрорайоне «Королёвка» расположена улица, носящая имя прославленной лётчицы Валентины Гризодубовой. Наименование улица получила в 1997 году постановлением № 270 главы администрации города Смоленска.

Валентина Степановна Гризодубова (1909–1993) – советская лётчица, участница Великой Отечественной войны, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда.

Отец Валентины Степановны изобретатель и лётчик Степан Васильевич Гризодубов – увидев в кинохронике полёты братьев Райт, задумал создать собственный летательный аппарат.

В квартире Гризодубовых почти не было мебели. Семья во всём себе отказывала. Весь заработок главы семьи шёл на приобретение материалов. В 1913 году аэроплан был построен, и конструктор-самоучка стал летать на нём. Однажды Степан Васильевич, оставленный с 2-х летней Валей, привязал дочку себе за спину и полетел. Сохранилась старая фотография, на которой видна крохотная девочка, бесстрашно сидящая на перекладине аэроплана.

В 14 лет на слете планеристов в Коктебеле Валентина совершила первый полет на планере. В сентябре 1938 года вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой на самолёте АНТ–37 стала участницей беспосадочного полёта из Москвы на Дальний Восток, установив женский международный рекорд  дальности.

Во время Великой Отечественной войны Валентина Гризодубова командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия. Она совершила сотни боевых вылетов, в том числе ночных, осуществляла бомбардировку вражеских объектов, доставляла боеприпасы и военные грузы на передовую, помогала связываться с партизанскими отрядами…

Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске.

Биография Валентины Гризодубовой. – Текст : электронный // Сайт РИА Новости.

Валентина Гризодубова – напутствие будущим поколениям : видео //  YouTube : Харьковский аэроклуб.

Галлай М. Л. Летчик Валентина Горизодубова / М. Л. Галлай ; рис. С. Трофимова. – М. : Малыш, 1984. –  40 с. : ил., портр. – (Легендарные герои).

Герой дня. Валентина Гризодубова. – Текст : электронный // Официальный сайт Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России».

Гордиенко Е. Девушка и небо // Смена. – 2021. – № 3. – С. 104–115. – (Судьбы).

Гризодубова в Смоленске: фоторепортаж  // Рабочий путь. – 1992. – 27 мая.

Гризодубова Валентина Степановна. – Текст : электронный // Сайт Красные соколы. Советские лётчики 1936–1953.

Живуцкий Ю. Гризодубовский полк // Пенсионер Смоленщины. – 2017. – № 18 (26 апреля). – С. 6.

Иванова Ю. Имена из нашей истории // Пенсионер Смоленщины. – 2014. – № 16 (16 апр.). – С. 18. – (Забытые улицы).

Лисаченко А. Валентина Гризодубова История о том, как одна маленькая девочка решила научиться летать и стала великой лётчицей / Алексей Лисаченко; иллюстрации Ирины Вовк. – Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2020. – 22 с. ил.

Люди и судьбы. Валентина Гризодубова : видео // YouTube : Онлайн-телевидение Музея Победы.

Шашкина А. Женское лицо Победы // Смоленская газета. – 2020. – 8 июля. – С. 8. – (Фоторепортаж).

Школьников А. Улица Валентины Гризодубовой // Смоленская газета. – 2009. – 19 июня. – С. 5. – (На карте Смоленска).

Оглавление


Улица Воробьёва

Улица Воробьёва,  расположенная между переулком Юннатов и улицей Николаева, прежде называлась Тульской. В марте 1965 года по  решению горисполкома улица обрела новое название, увековечившее имя Героя Советского Союза Ивана Григорьевича Воробьёва.

Военный летчик Иван Григорьевич Воробьёв (1920–1965) родился в деревне Гончарово Кардымовского района Смоленской области. Учился в Смоленском физкультурном техникуме, одновременно занимаясь в аэроклубе. С 1940 года служил в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был направлен в штурмовую авиацию, сражался на штурмовике Ил-2. Воевал под Сталинградом, на Кавказе, в Крыму, в Прибалтике. За умелое выполнение боевых заданий, мужество и героизм капитану Воробьёву 26 октября 1944 было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Сталинградский фронт. Самолеты поднимались с завьюженного аэродрома, уходили на задания, едва отыскивая в белесой пелене трудно различимые цели. В день совершали по пять-семь боевых вылетов. Теперь— Керчь. Там была непрерывная круговерть снега, а здесь — туман, низкая облачность, из-за которых почти ничего не видно. А в сражениях за Ростов и Новочеркасск, в которых участвовал воин со Смоленщины Иван Григорьевич Воробьёв, были свои особенности — огромное количество вражеских самолетов. Редко случалось возвратиться с задания, не побывав в воздушном бою…

Судьба провела его через горнило трудных испытаний. Эти испытания научили его многому. Теперь ему, одному из лучших пилотов, командование разрешает летать на «свободную охоту». За короткое время он совершил двадцать три таких вылета. Кроме того, часто водил на задания группы штурмовиков.

…21 января 1944 года лейтенант вел четверку «Илюшиных» к району железнодорожной станции Багерово.

На первом заходе сбросили бомбы. Потом «прочесали» железнодорожный узел из пушек и пулеметов. На путях остались пылающие вагоны. В стороне, где, по сведениям разведки, у немцев были склады, возникли два крупных пожара.

На обратном пути четверку штурмовиков атаковали истребители. Пришлось принять бой.

В этом бою лейтенант Иван Воробьёв лично сбил истребитель противника.

На следующее задание — разбомбить вражеский эшелон на станции Семь Колодезей — группа Воробьёва вышла в том же составе. Летчики уничтожили 15 вагонов с живой силой и военными грузами, повредили полотно железной дороги.

Лейтенант систематически продолжал вылетать на свободную охоту.

Он уничтожил немало автомашин, артиллерийских батарей и пехоты врага.

После боев за освобождение Крыма Иван Григорьевич доблестно сражался на других фронтах, встретил День Победы».

Из книги «Герои боев за Крым»

В послевоенное время Иван Григорьевич трудился в транспортном отряде Министерства авиационной промышленности СССР. На авиазаводе № 30 в Подмосковье  испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ил-28, пассажирские самолёты Ил-14 и Ил-18, сверхзвуковые истребители Су-9 и МиГ-21, а также их модификации.

24 января 1965 года Иван Григорьевич Воробьёв погиб во время испытательного полёта на МиГ-21ПФ.

[Воробьёва улица] // Смоленск и его улицы / Б. Н. Перлин. Смоленск : Смядынь, 2012. – С. 96.

[Улица Воробьёва] // Улицы Смоленска : библиографический справочник  /  О. В.  Назарова. Смоленск : СОУБ, 2008. – С. 41.

Воробьёв М. В. Воробьёв Иван Григорьевич // Смоляне – Герои Советского Союза / М. В. Воробьёв, В. Титов, А. Храпченков. – Москва : Московский рабочий, 1982. – С. 107–109.

Герои боев за Крым : очерки / авт.-сост. А. А. Казарян. – Симферополь : Таврия, 1972. –  287 с.

Воробьёв Иван Григорьевич

Глазков А. Улица имени героя // Смоленская газета. – 2011. – 26 апреля. – С. 7.

Школьников А. Улица имени лётчика-испытателя // Смоленская газета. – 2009. – 11 июля. – С.3.

Школьников А. Улица имени лётчика-испытателя. – Текст : электронный // Смоленская газета. – 2009. – 13 июля. – (Дата обращения 23.06.2021).

Школьников А. Штурмовик и испытатель // Смоленская газета. – 2010. – 21 января. – С. 6.

Оглавление


Улица Губенко

Когда-то эта улица называлась старым Демидовским большаком, Стародемидовской. С 1978 года она носит имя прославленного военного лётчика Антона Алексеевича Губенко. Расположена в Заднепровском районе Смоленска параллельно улице Кутузова, соединяющей город с магистралью «Москва-Минск».

 

Герой Советского Союза, летчик-истребитель Антон Алексеевич Губенко родился в селе Чичерино Донецкой области (Украина). Окончил Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде и 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Служил на Дальнем Востоке, испытывал новые самолёты.

Однажды Губенко стал свидетелем аварии, во время которой лётчик, не заметив при взлёте находящийся впереди самолёт, изрубил его хвост винтом. При этом самолёт виновника остался цел. Этот случай навёл Губенко на мысль применить увиденное в бою.

31 мая 1938 года, воюя в составе группы добровольцев в Китае, старший лейтенант Губенко вылетел на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. Завязался воздушный бой. Когда все боеприпасы были израсходованы, подошёл к самолёту противника и винтом ударил снизу по элерону крыла. Неприятельский самолет дернулся, накренился и, теряя управление, упал на землю. Удостоверившись в падении врага, Губенко благополучно приземлился на своем аэродроме. Он первым в истории советской авиации применил воздушный таран.

В августе 1938 года Антон Алексеевич был назначен заместителем начальника ВВС Белорусского Особого военного округа и выехал с семьёй в Смоленск – на новое место службы, где всецело отдался новой работе, обучая пилотов использовать технику в любых условиях: днём и ночью, в любую погоду...

Следопыты 28-й средней школы города Смоленска у могилы Героя Советского Союза А. А. Губенко.

31 марта 1939 года, при отрабатывании нового метода нанесения штурмового удара по противнику, полковник Губенко погиб на аэродроме г. Смоленска. Был похоронен на Польском кладбище в центре города. 13 августа 1971 года перезахоронен в сквере Памяти Героев у Смоленской крепостной стены.

 

Бортаковский Т. В. Губенко Антон Алексеевич // Сквер Памяти Героев / Т. В. Бортаковский. – Смоленск : Маджента, 2013. – С. 178–185.

Губенко Антон Алексеевич. – Текст : электронный // Герои Страны : патриотический интернет-проект (Дата обращения 01.07.2021).

Губенко Антон Алексеевич. – Текст : электронный // Красные Соколы : сайт  (Дата обращения 02.07.2021).

Жукова Л. Великое «безумие» // Свой. – 2015. – № 12. – С. 34–37. – (Русский характер).

[О русских военных летчиках, применявших таран, как прием ведения воздушного боя].

Митрошенков В. А. Антон Губенко : повесть / В. А. Митрошенков. – М. : Мол. гвардия, 1977. – 128с. : ил. – (Честь. Отвага. Мужество).

Перлин Б. Н. [Губенко улица] // Смоленск и его улицы / Б. Н. Перлин. – Смоленск : Смядынь, 2012. – С. 112.

Школьников А. Улица Губенко // Смоленская газета. – 2009. – 5 ноября. – С. 3. – (На карте Смоленска).

Оглавление


Улица Лавочкина

Улица Лавочкина, расположенная на северо-западе Смоленска в Заднепровском районе, соединяет Витебское шоссе, улицу Маршала Ерёменко, микрорайон Ситники и поселок Анастасино.

 

Прежнее название улицы – Шкляная (Шклянная) гора – от холма, по которому она взмывает от его подножия вверх. Во второй половине XIII века в этой местности обосновались шклянщики (склянщики) – так называли тех, кто делал стекло.

Известный смоленский краевед Иван Иванович Орловский отмечал в одном из своих трудов, что местность привлекательна группой красивых зданий Казённого Винного Склада и остатками укреплений времён Смоленской войны 1632–1634 годов на обоих берегах речки Скляной (Шкляной), протекавшей по дну оврага у подножия Шкляной горы.

Орловский И. И. [На Шкляной улице] // Достопамятности Смоленска / И. И. Орловский. – Смоленск, 1845. – С. 76.

Вид на Смоленск со Шкляной горы. Фото времен Великой Отечественной войны.

Сегодня некогда провинциально тихая и маленькая улица – одна из крупных в городе. В 1962 году она получила имя Семёна Алексеевича Лавочкина.

Ещё в 60-е годы XX века улица Лавочкина мало походила на городскую. Здесь были, в основном, частные дома, работал всего-навсего один продовольственный магазин, а сама улица была вымощена булыжником. Современный микрорайон Ситники представлял деревню, обозначение которой можно найти на картах, связанных с событиями 1812 года.                   

В зоне улицы расположены: Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, школы и детские сады, поликлиника, торговые и другие предприятия, садовые участки. Перед зданием Академии установлены бюсты дважды Героя Советского Союза маршала Александра Михайловича Василевского и дважды Героя Социалистического Труда, выдающегося авиаконструктора Семёна Алексеевича Лавочкина.

Родился Семён Алексеевич Лавочкин 11 сентября 1900 года в Смоленске в семье учителя. (В некоторых документах местом рождения названо местечко Петровичи, ныне Шумячского района Смоленской области). Окончил городское училище в Рославле (Смоленская область) и с золотой медалью – Курскую мужскую гимназию.    

          

Участвовал в Гражданской войне в составе Рабоче-крестьянской Красной армии. В 1920 году служил в пограничной охране, откуда был демобилизован и направлен на учебу в Москву.

В 1929 году окончил аэромеханический факультет Московского высшего технического училища (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана), получив квалификацию инженера-аэромеханика. Преддипломную практику проходил в конструкторском бюро Андрея Туполева, участвовал в разработке первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). Работал в ряде КБ в Москве, в Главном управлении Наркомата авиационной промышленности СССР, занимал пост главного конструктора ОКБ авиационного завода №301 (ныне АО «НПО Лавочкина», г. Химки, Московская обл.). Вместе с Владимиром Горбуновы и Михаилом Гудковым разработал истребитель ЛаГГ-3.

С ноября 1940 по осень 1945 года возглавлял ОКБ-21 в эвакуации в Горьком (ныне Нижний Новгород). Под руководством Лавочкина в 1940–1944 годы были созданы истребители Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7.

 

Руководители авиазавода № 21. Лавочкин, Агуреев и Агаджанов

В послевоенные годы Семён Алексеевич Лавочкин создавал серийные и экспериментальные истребители, в том числе Ла-160 (1947) – первый советский самолет со стреловидным крылом; Ла-176 (1948), на котором впервые в СССР была достигнута скорость полета, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель Ла-200 (1949); сверхзвуковой истребитель Ла-190 (1951) и др. В 1950-1954 годы под руководством Лавочкина был разработан беспилотный самолет-мишень Ла-17, который с модификациями выпускался вплоть до 1993 года. Разведывательный вариант этого беспилотника применялся в качестве фронтового фоторазведчика.

Авиаконструктор Лавочкин работал и над ракетной техникой. Под его руководством была создана первая советская система противовоздушной обороны (ПВО) с зенитными управляемыми ракетами – стационарная зенитно-ракетная система С-25 «Беркут» (принята на вооружение в 1955 г., несла боевое дежурство по обороне Москвы до начала 1980-х гг.). В 1954–1960 гг. коллектив под руководством Лавочкина создал межконтинентальную сверхзвуковую стратегическую крылатую ракету «Буря» и зенитный комплекс ПВО «Даль» с ракетами «земля-воздух» большой дальности.

В 1956 году Семёну Алексеевичу Лавочкину было присвоено служебное звание Генеральный конструктор по самолётостроению.

«Где бы я ни был, что бы я ни делал, я всегда думал о самолете. Не о том, который уже летает, а о том, которого еще нет, который еще должен быть…».

С. А. Лавочкин

Лавочкин С. А.  Письмо незнакомому мальчику [Невероятно мудрые и душевные слова авиаконструктор всем последующим поколениям]. – Текст : электронный // Сайт АО «НПО Лавочкина» (Дата обращения 15.09.2021).

Арлазоров М. С. Фронт идет через КБ: жизнь авиационного конструктора, рассказанная его друзьями, коллегами, сотрудниками / М. С. Арлазоров. –  2-е изд., испр. и доп. – Москва : Знание, 1975. –  224 с. : ил. – (Творцы науки и техники).

Арлазоров М. С. Фронт идет через КБ: жизнь авиационного конструктора, рассказанная его друзьями, коллегами, сотрудниками. – Текст : электронный //  ЛитМир : электронная библиотека.

Генеральный авиаконструктор Семён Алексеевич Лавочкин // Смоленщина – земля великих людей / [сост. А. В. Алфимова и др.] – Смоленск : Свиток, 2018. – С. 18–19.

Гумилевский Л. Истребитель Лавочкина // Крылья Родины / Л. Гумилевский. – Москва : Детгиз, 1954. – С. 319–326.

Лавочкин Семен Алексеевич. – Текст : электронный // MEGABOOK : Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. 

Лавочкин Семён Алексеевич // Страницы истории Смоленщины / Ю. Г. Иванов и др. – Смоленск : 2007. – С. 226

Перлин Б. Н. Лавочкина улица // Смоленск и его улицы : историко-географические очерки / Б. Н. Перлин. – Смоленск, 2002. – С. 110–111.

Рабинович М. Неизвестное об известных // Смоленские новости. – 2012. – 12 дек. – С. 12.

[Семён Алексеевич Лавочкин] // Город Рославль: страницы истории. К 800-летию с момента основания / Смоленск : Маджента, 2017. – С. 268–270.

Cемён Алексеевич Лавочкин. – Текст : электронный // Сайт АО «НПО Лавочкина».

Чижов И. Музей Победы приглашает // Смоленская газета. – 2018. – 14 сент. – С. 24. – (История).

Школьников А. Истребители Лавочкина // Смоленская газета. – 2010. – 8 мая.- С.2.

Истребители Ла-5 в сборочном цехе завода имени Орджоникидзе

Школьников А. Создатель крылатых машин // Смоленская газета. – 2010. – 11 сент. – С.5.

Выдающийся авиаконструктор – Семён Лавочкин 

Лавочкин Семён Алексеевич // Видеоэнциклопедия «Конструкторы»

Истребитель Ла-5: рожденный войной. Телеканал Звезда.


Улица Полины Осипенко

Улица Полины Осипенко уютно расположилась в Промышленном районе Смоленска, на Рачевке, и пролегает параллельно течению Днепра от улицы Степана Разина.

Полина Денисовна Осипенко.

О ней сейчас немногие знают. Даже те, кто живет на улице, названной в её честь. А, между прочим, имя Полины Осипенко в свое время носил совхоз-завод на крымском полуострове, грузовой пароход (1942-1965) и теплоход рефрижератор (1977-1997),


один из кратеров на планете Венера, сорт сирени…

С 1939 по 1958 год курортный город Бердянск носил имя прославленной лётчицы.

Во время Великой Отечественной войны имя Героя Советского Союза Полины Денисовны Осипенко носила одна из боевых машин 108-го Гвардейского штурмового авиационного полка.

Легендарная советская лётчица Полина Денисовна Осипенко родилась 24 сентября (7 октября) 1905 года на берегу Азовского моря в селе Новоспасовка ныне Бердянского района Запорожской области (Украина), в семье крестьян Дудник Дениса Емельяновича и Феодосии Федоровны. Имя при крещении – Пелагия. Была девятым ребёнком в семье. В шесть лет родители отдали её в церковно-приходскую школу, но окончила она всего лишь два класса: у родителей не было денег на одежду, обувь, тетрадки…

В восьмилетнем возрасте Полину отдали в няньки. Позже она начала батрачить – белила хаты, работала на огородах. Будучи подростком, ходила в город Бердянск на заработки, но семья так и не смогла выбраться из тяжкой нужды. Повзрослевшая Полина трудилась в созданном после Октябрьской революции колхозе, обучалась в вечерней школе. Получив на курсах специальность «инструктор по птицеводству», была назначена заведующей колхозной птицефермой. В 1931 году переехала к месту службы мужа в поселок Кача под Севастополем. «заболела небом» и готовилась к поступлению в Качинскую школу военных летчиков. С первой попытки 24-летней Полине поступить не удалось.

По легенде, во время визита на Качинский аэродром народного комиссара по военным и морским делам СССР Климента Ефремовича Ворошилова, Полина Денисовна упросила принять ее в училище. Так или иначе, но в 1933 году она стала летчицей.

Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации.

Летом 1937 года П. Д. Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. В 1938 году возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск; её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой.

В сентябре 1938 года Полина Осипенко вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой готовилась к беспосадочному перелёту из Москвы в Комсомольск-на-Амуре на самолёте АНТ-37 «Родина». Из-за сложных погодных условий лётчицы не смогли найти комсомольский аэродром и очутились с пустыми баками ближе к побережью Охотского моря. Было принято решение о жёсткой посадке.

Отважные лётчицы на двухмоторном самолёте «Родина» установили рекорд по дальности перелёта среди женщин протяжённостью 6450 км, и были удостоены звания Героя Советского Союза.

11 мая 1939 года, отрабатывая во время учебно-тренировочных сборов полёты «вслепую», Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе в небе над деревней Высокое, Рыбновского района, Рязанской области. Захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Несколько фактов о Полине Осипенко

Осипенко была далеко не единственной выпускницей Качинского военного авиационного училища летчиков. В одном 1933 году вместе с ней его закончили Вера Ломако, Лина Юдина, Мария Нестеренко, Тамара Казаринова, Надежда Сумарокова и Клавдия Уразова — всего шесть летчиц.

Однажды Осипенко пригласила родных на аэродром и показала им фигуры высшего пилотажа — «петлю Нестерова», «штопор» и «бочку».

В 1936 году на всесоюзном совещании жен командного состава РККА она торжественно поклялась: «Обещаю летать выше всех девушек мира!». В том же году за успехи в боевой и политической подготовке получила свою первую награду — орден Трудового красного знамени.

Самолет АНТ-37, который решили использовать для перелета Москва — Комсомольск-на-Амуре, претерпел значительные изменения. В КБ имени Сухого с машины сняли все военное снаряжение, по просьбе штурмана Марины Расковой изменили носовую часть, сделав сплошное остекление. Также заменили двигатели, установили дополнительные бензобаки и баки для масла, рации. Переоборудование обошлось в 975 588 рублей.

Поэт Александр Твардовский посвятил летчице стихотворение «Полина».

Твардовский А. Полина // Стихотворения и поэмы. – Ленинград : Советский писатель, 1986. – С. 242.

Над великой русскою равниной,
Над простором нив, лесов и вод
Летчица, по имени Полина,
Совершила славный перелет.

Были с ней ее подруги смелые,
Женщины под стать — одна в одну.
И от моря Черного до Белого
Путь лежал их через всю страну.

Глубоко внизу прошла под ними
Хлебная украинская степь,
Города, сады и темно-синий,
В берегах зеленых, вольный Днепр.

И остался по пути, наверно,
Где-то в стороне один колхоз,
За оградкой низкой — птичья ферма
И постройки белые вразброс...

Там стоит немолчный Крик куриный,
Там — всего лишь восемь лет назад —
Птичница, по имени Полина,
Созывала на дворе цыплят.

Там она вела им счет свой строгий,
Чтоб ни одного не потерять.
И клевала ей босые ноги
Хлопотливая цыплячья рать.

И в какой-то летний день обычный,
Заглушая писк и гомон птичий,
Пролетел над фермой самолет.
Птичница стояла у ворот

И смотрела, сколько видеть можно,
Против солнца заслонясь рукой.
И могучей, сладкой и тревожной
Грудь ее наполнилась тоской...

1938 г.

Полина Денисовна Осипенко. Дорога в небо. – Текст : электронный  // Военное обозрение : сайт. 

Человек дня: Полина Осипенко. – Текст : электронный  // Полит.Ру : сайт.

Осипенко Полина Денисовна. – Текст : электронный // Красные Соколы : сайт.

Полина Осипенко: видео.

Выступление Полины Осипенко 18 августа 1938 г. в День авиации: видео

Оглавление


Улица Марины Расковой

Смоленск

 

Проезжая в автобусе или троллейбусе по улице Николаева в Смоленске, каждый, наверняка, слышал: следующая остановка «Улица Марины Расковой». В 30-е годы XX столетия это имя было знакомо каждому жителю нашей страны. А сегодня? Давайте перелистаем страницы короткой, но яркой биографии Марины Расковой. Ведь не зря  же её имя присвоено улицам во многих российских городах, ей установлены памятники, о ней написаны книги, сняты фильмы…

Прямой пробор. Гладко зачесанные волосы собраны на затылке в узел. Тонкие черты слегка загорелого лица. Четкий разлет темных бровей. Чистый, высокий лоб. Красивые серые глаза. На гимнастерке – «Золотая Звезда» Героя. Такой запомнилась современникам легендарная лётчица.

Марина Михайловна Раскова

Марина Михайловна Раскова, урождённая Малинина, родилась 28 марта 1912 года в Москве. Отец – Михаил Дмитриевич – оперный певец, вокальный педагог. Мать – Анна Спиридоновна, работала учителем в Торжке, Вязьме, Москве.

С ранних лет Марина имела отличный музыкальный слух и хороший голос. Отец видел в ней потенциальную оперную певицу и стремился развивать талант дочери. Марина окончила музыкальную школу, училась в Московской консерватории. Возможно, она бы пошла по стопам отца, если бы не его трагическая гибель.

В 20 лет Марина стала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Жуковского. Именно с этого времени началось ее «увлечение авиацией». Она самостоятельно изучала высшую математику, физику, радиотехнику, топографию, астрономию и другие науки. По окончании Ленинградского института Гражданского воздушного флота, Раскова стала первой женщиной-штурманом в нашей военной авиации. Поставила несколько мировых рекордов дальности полетов. Особенно прославилась Марина Михайловна в сентябре 1938 года, совершив, вместе с летчицами Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток на самолёте АНТ-37 «Родина». За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм всем лётчицам было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

С началом Великой Отечественной войны, осенью 1941-го, когда  враг  был на подступах к Москве и начиналась блокада Ленинграда, по инициативе легендарной лётчицы Марины Расковой были сформированы женские авиационные полки, один из который вошел в историю под названием «Ночные ведьмы».

Набранные лётчицы, пройдя ускоренный курс подготовки, летали на видавших виды самолётах 1920-х годов У-2 (По-2). Самолёты были фанерными, двухместными, а приборы на них – самыми примитивными. Первоначально не было радиосвязи, вся навигация осуществлялась при помощи секундомера и карты. Кроме пистолетов на самолетах не было никакого вооружения, защиты от пуль и осколков, парашютов. Но были две бомбы, которые крепились под крыльями. После сбрасывания этих бомб  приходилось возвращаться, вновь брать бомбы и вылетать на новые задания. Девушки рассказывали, что за ночь совершали до 15 вылетов. Они бомбили немецкие военные укрепления, склады боеприпасов и тыловые базы, уничтожали переправы и огневые точки врага.

Самолёт По-2 был лёгкий, летал на низкой высоте и практически не был заметен немецким радарам. Перед целью лётчицы глушили моторы, беззвучно планируя, сбрасывали бомбы, вновь включали моторы и улетали домой. Шум планирующего самолёта ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы в ночи». Поэтому фашисты называли их «Nachthexen» (ночные ведьмы).

Бесстрашные лётчицы сбросили на врага тысячи  тонн бомб. Но страшнее бомб был тот ужас, который наводили на врага ночные полёты «ведьм».

4 января 1943 года советская лётчица-штурман, майор Марина Михайловна Раскова, вылетев на фронт к месту дислокации во главе новой эскадрильи, погибла близ Саратова. Похоронена в Москве на Красной площади.

Легенды армии Марина Раскова : фильм

Герой Советского Союза Марина Раскова : фильм 

Когда вы песни на земле поете : [песня из к/ф «В небе «ночные ведьмы»] / музыка. Е. Крылатова; слова Е. Евтушенко; исполняет. Е. Камбурова.

Когда вы песни на земле поёте,
Тихонечко вам небо подпоёт.
Погибшие за Родину в полете
Мы вечно продолжаем наш полёт.

Мы вовсе не тени безмолвные.
Мы ветер и крик журавлей.
Погибшие в небе за Родину
Становятся небом над ней…

Раскова М. М. Записки штурмана. –  Москва ДОСААФ, 1976. – 368 с. : ил.

Виноградова Л. Защищая Родину. Лётчицы Великой Отечественной. – Москва : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. – 448 с. : ил.

Маркова Г. И. Взлёт: О герое Советского Союза М. М. Расковой. – М. : Политиздат, 1986. – 112 с. : ил. – (Герои Советской Родины).

Меклин (Кравцова) Н. Наш командир // В небе фронтовом : сборник воспоминаний советских летчиц – участниц Великой Отечественной войны. – Москва : Молодая гвардия, 1971. – С. 169–172.

Из воспоминаний о Марине Расковой Натальи Меклин – командира звена, Героя Советского Союза.

«…Она стоит у стола. Подтянутая, в темной гимнастерке. На груди – Золотая Звезда. Во всех её движениях, в твердых линиях рта, во взгляде проницательных глаз сквозит большая внутрен­няя сила.

Мы слушаем Раскову, стараясь не проронить ни слова. Ее простая и ясная речь доходит до сердца каждой из нас. Говорит она чуть глуховатым го­лосом, неторопливо, но страстно. И слова в ее устах приобретают осо­бый смысл, особую важ­ность. Между ней и ауди­торией возникает тесный контакт. И мы знаем, что она обращается не вообще ко всем нам, а к каждой в от­дельности.

Я не спускаю глаз с Марины Михайловны. Открытое лицо. Умные серые глаза. Чуть выпуклый высокий лоб. Гладкие волосы на прямой пробор. Под беретом на за­тылке – туго уложенные косы. Такая мужественная и в то же время такая необыкновенно женственная.

Раскова слегка волнуется.

– Мы еще встретимся с вами на фронте. Желаю вам больших успехов и верю, что своей боевой работой вы покажете, на что способна советская женщина. На­деюсь, вы завоюете право называться гвардейцами!

Не хотелось расста­ваться с Расковой, с на­шим первым командиром, с чудесной женщиной, в которой мы видели свой идеал. Могли ли мы ду­мать, что никогда больше не встретим ее? Семь ме­сяцев спустя Раскова по­гибла....

Летчицы всегда пом­нили прощальные слова Марины Михайловны.

Ее наказ был выпол­нен – уже в феврале 1943 года наш полк был внесен в списки гвардей­ских и продолжал вое­вать, называясь 46-м гвар­дейским авиаполком…».

Оглавление


Улица Чкалова

Улица, названная в честь известного летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова, расположена в Заднепровском районе Смоленска на Покровской горе.

Название горы возникло в конце XVII века. Спустя несколько десятилетий отсюда, с Покровской заставы, начиналась дорога на Петербург.

На карте Смоленска улица Чкалова, соединившая улицы Кутузова и Фрунзе, появилась в июле 1958 года. Предлагаем познакомиться с биографией смелого, талантливого лётчика, одной из страниц которой стала встреча со смоленскими авиастроителями.

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в небольшом селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск), в семье котельщика.

Он окончил Василёвскую сельскую школу. Уже тогда выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер; как и многие сверстники хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. Затем, по настоянию отца, учился в Череповецкоем техническом училище (ныне «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»). Работал молотобойцем, кочегаром.

Пятнадцатилетним подростком Валерий Чкалов впервые увидел самолёт. Тогда же, в 1919 году, добровольно вступив в Красную армию, начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов Канавинского авиационного парка в Нижнем Новгороде. Затем учился в Теоретической Школе Авиации Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота РСФСР, 2-й военной школе летчиков Красного Воздушного Флота в Борисоглебске, где совершил свой 1-й самостоятельный полёт на британском двухместном учебно-тренировочном самолёте Avro 504.

Как один из лучших курсантов в октябре 1923 года Чкалов был направлен в Московскую 1-ю Высшую школу Красных военных летчиков, а затем в Серпуховскую Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. В июне 1924 года для прохождения службы уже в качестве военного летчика-истребителя Валерий Павлович Чкалов был направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. Служа в эскадрилье, проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Нередко совершал рискованные полёты. До сих пор спорят: правда, или легенда пролёт Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде, показанный создателями снятого в 1941 году режиссёром Михаилом Калатозовым фильма «Валерий Чкалов».

За неуставные полеты Чкалов неоднократно получал дисциплинарные взыскания, лишался права садиться за штурвал самолета. Но неизменно, благодаря своему таланту, возвращался в авиацию.

В ноябре 1930 года Валерий Павлович был зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях воздушного авианосца – тяжелого бомбардировщика, несшего на своих крыльях до пяти самолетов-истребителей. Перебазирование в 1932 году научно-испытательного института на аэродром в г. Щёлково превратилось в 1-й в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. А на Московском авиационном заводе № 39 имени Менжинского, помимо испытания истребителей и бомбардировщиков, Чкаловым были разработаны и внедрены новые фигуры высшего пилотажа «восходящий штопор» и «замедленная бочка».

20 июля 1936 года стартовал Перелёт Экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток. Полёт продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.

24 июля 1936 года всем участникам перелета было присвоено звание Героя Советского Союза. Медаль «Золотая Звезда», учрежденная в 1939 году, уже после смерти Чкалова, была вручена его детям лишь в 2004 году.

18 июня 1937 года стартовал первый в мире беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). 20 июня экипаж самолёта АНТ-25 в составе второго пилота – Г. Ф. Байдукова и штурмана – А. В. Белякова, под командованием Валерия Павловича Чкалова, преодолев за 63 часа и 16 минут 11340 километров, совершил посадку в штате Вашингтон. Героический экипаж принял Президент США Франклин Рузвельт.

После совершения исторического перелета Валерий Иванович Чкалов посетил Смоленск, чтобы поблагодарить смоленских авиастроителей за высокое качество крыльев, в которых были размещены топливные баки, что обеспечило успех перелёта.

Талантливый летчик погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова.

***

Биография Валерия Чкалова– Текст : электронный  // РИА Новости : сайт

Валерий Чкалов. – Текст : электронный  // Живое наследие.

 ***

Байдуков Г. Ф. Чкалов. – Москва : Молодая гвардия, 1977. – 352 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей. Вып.1).

Беляков А. В. Валерий Чкалов : повесть / А. В. Беляков. – 3-е изд. – Москва : ДОСААФ, 1987. –176 с. : ил.

Беляков А. В. Через Северный полюс в Америку / А. В. Беляков ; худож. В. Юдин. – Москва : Малыш, 1982. – 40 с. : цв. ил.

Валерий Чкалов : фотоальбом / авт. текста, сост. О. Э. Чкалова; фото Г. Зельма и др. – Москва : Планета, 1980. – 157 с. : цв. фотоил.

Галлай М. Л. Валерий Чкалов : рассказ / М. Л. Галлай ; худож. Ю. Копейко. – Москва : Малыш, 1990. – 39 с. : ил. – (Легендарные герои).

Маркуша А. Бессмертный флагман : лирический репортаж / Анатолий Маркуша ; [худож. Ю. Иванов]. – Москва : Молодая гвардия, 1974. – 160 с. : ил. – (Пионер – значит первый; вып.37).

Чкалова О. Э. Жизнь Валерия Чкалова / О. Э. Чкалова ; [вступ. ст. Л. Кудреватых ; худож. Р. А. Казаков]. – 2-е изд. – Москва : Советская Россия, 1982. – 158 с. : ил

***

История великих перелетов // Мир техники для детей. – 2017. – № 6. – С. 2-39.

Кролик И. Чкалов в Смоленске // Рабочий путь. – 1992. – 21 мая.

Литвинова А. Связать судьбу с авиацией // Пионерская правда. – 2020. – № 41. – с.7.

Лобанова Е. Валерий Чкалов в Смоленске // Смена. – 1968. – 14 декабря.

Тарелкин В. Незабываемые встречи // Рабочий путь. – 1975. – 15 марта.

Изо всех больших имен геройских,
Что известны нам наперечет,
Как-то по-особому, по-свойски,
Это имя называл народ.

Попросту — мы так его любили,
И для всех он был таким своим,
Будто все мы в личной дружбе были,
Пили, ели и летали с ним…

Богатырским мужеством и нравом
Был он славен — Сталинский пилот.
И казалось так, что эта слава —
Не года, уже века живет.

Что она из повестей старинных
Поднялась сквозь вековую тьму,
Что она от витязей былинных
По наследству перешла к нему.

Пусть же по наследству и по праву
В память о делах твоих, пилот,
Чкаловское мужество и слава
Чкаловским питомцам перейдет!

Александр Твардовский. 1938

Оглавление


Улица Юрьева

Географически улица Юрьева, расположенная в центральной части Заднепровского района Смоленска на Покровской горе, протянулась от Ильинского оврага по направлению к Днепру.

В историко-географических описаниях, относящихся к 1780 году, говорится: «Городские жители довольствуются водой из колодезей, коих в городе считается 18, из них колодезь, называемый «Здоровей», что над Днепром (Ильинский овраг), есть наилучший, а прочие имеют силу вязательную».

Сегодня улица Юрьева, начинаясь от улицы Губенко, застроена девятиэтажными домами, из которых открывается великолепный вид на южную часть Смоленска.

Имя Бориса Николаевича Юрьева – учёного, специалиста в области аэродинамики, основоположника советского вертолетостроения –  присвоено улице 27 февраля 1974 года решением Смоленского горисполкома.

Борис Николаевич – один из самых грамотных и знаменитых инженеров-изобретателей советской эпохи. Его считают создателем автомата перекоса – механизма для управления несущим винтом вертолёта, обеспечивающим управление горизонтальным и вертикальным перемещением вертолёта, его наклоном по крену и тангажу. Для этого автомат периодически изменяет угол установки каждой лопасти винта в зависимости от того, где лопасть оказывается в определённый момент времени в ходе вращения винта как целого.

Будущий проектировщик родился в Смоленске  в семье Николая Александровича Юрьева – артиллерийского штабс-капитана, высокообразованного офицера, под влиянием которого маленький Борис пристрастился к чтению и ручному труду. Даже став крупным учёным, Борис Николаевич находил время смастерить приспособления для опытов, починить радиоприёмник и т. д.

Отец юного гения был также изобретателем и часто патентовал в журналах новые конструкторские сооружения.

Не меньшее влияние на развитие и формирование Бориса оказала и мама – Мария Николаевна, обучившая мальчика иностранным языкам, привившая любовь к музыке и живописи.

Долгое время для краеведов и биографов оставалось загадкой: где находился дом, в котором родился и провёл детские годы будущий академик. В 1984 году, благодаря двухлетней кропотливой работе сотрудников Смоленского областного архива были найдены документы, бесспорно свидетельствующие о том, что Борис Николаевич Юрьев родился и жил до 1898 года в доме № 52 по улице Георгиевский ручей.

Голубкова М. Поиск увенчался успехом // Рабочий путь. – 1984. – 31 марта.

В XVIII веке эта улица называлась Егорьевский ручей, со второй половины XIX века – Георгиевский ручей (в честь церкви, расположенной на вершине холма). В советское время под названием Красный ручей была сама улица и соединяющий с улицей Большая Советская переулок. До революции переулок назывался Троицким – по одноименному названию монастыря, расположенного по соседству. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов большинство домов по этой улице сгорело…

Когда Борису исполнилось 9 лет (1898), семья Юрьевых переехала в Коломну. Мальчик учился в местной гимназии, с похвальным листом закончил 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус,  получив награду за хорошее обучение. Следующей ступенью обучения Бориса Николаевича стало  Московское техническое училище, где он стал активным членом воздухоплавательного кружка Николая Егоровича Жуковского – учёного-механика, основоположника гидро- и аэродинамики.

Однажды студент Юрьев показал свое новое творение Н. Жуковскому. Это был геликоптер (вертолет). Борис Николаевич представил свое изобретение, доказывая, что геликоптер может находиться сколько угодно в воздухе на любой высоте. После проверки этой авиационной машины, профессор Жуковский вручил юному проектировщику золотую медаль со словами: «Студент Юрьев, учащийся Императорского училища, изобрел геликоптер, который позволяет находиться на абсолютно любой высоте в течение многих часов».

Уже через год спроектированный вертолет построили.

Вертолет Юрьева / [сост.] И. Зверев // Юный Техник. – 2014. – № 8. – С. 70-73. – (Полигон).

В 1911 году в журнале «Автомобиль и воздухоплавание», появилась первая публикация Б. Юрьева «О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора», где впервые был употреблён термин аэробус.

Технические разработки и испытания талантливого изобретателя прервала Первая мировая война. Прапорщик запаса артиллерии Юрьев получил назначение в гренадёрский артиллерийский дивизион Новогеоргиевской крепости.  

После падения бастиона Борис Николаевич, в числе других защитников, оказался в плену. Вернувшись на родину лишь в 1918 году, работал над проектом четырёхмоторного тяжёлого самолёта.

Летом 1941 года с приходом фашистов Борис Николаевич с Военно-воздушной академией эвакуировался в Свердловск  (ныне – Екатеринбург). В эвакуации занимался созданием аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны.

У Б. Н. Юрьева была своя четко изложенная схема подхода к изобретательству, сочетавшая широкий полет фантазии в период разработки нового со строжайшей проверкой новизны, целесообразности и пользы. За свою жизнь он подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов, 2 авторских и два охранных свидетельства, опубликовал более 144 статей, посвященных любимому делу. Среди его изобретений – ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолета, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолета-вертолета и другие.

Борис Николаевич Юрьев один из организаторов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе. Еще при жизни он выпустил несколько книг, рассказывающих о его жизненных достижениях, которые до сих пор читают авиаторы.

Главное изобретение Б. Н. Юрьева – автомат перекоса – и сейчас остается одной из самых важных деталей в проектировании и строении вертолетов.

14 марта 1957 года Бориса Николаевича не стало. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

Опережая время. Борис Юрьев: видео

 Студент Б. H. Юрьев у своего геликоптера в 1913 году.

Юрьев Борис Николаевич // сайт Авиару.рф

Борис Николаевич Юрьев // Страницы истории Смоленщины / Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская, О. Ю. Иванова, Р. А. Халхатов. – Смоленск : Русич,  2007. – С. 267-270.

Вертолет Юрьева / [сост.] И. Зверев // Юный Техник. – 2014. – № 8. – С. 70-73. – (Полигон).

Голубкова М. Поиск увенчался успехом // Рабочий путь. – 1984. – 31 марта.

Перлин Б. Н. Юрьева улица // Смоленск и его улицы / Б. Н. Перлин. – Смоленск, 2002. – С. 181.

Сколько в городе «авиационных» улиц // Город-герой Смоленск. 500 вопросов и ответов о любимом городе / Юрий Иванов. – Смоленск : Русич, 2011. – С. 348-349.

Школьников А. Основоположник отечественного вертолётостроения // Смоленская газета. – 2009. – 10 ноября.

Яковлев С. М. Творец вертолёта // Наши крылатые земляки / С. М. Яковлев. – Смоленск : Смоленское книжное издательство, 1962. – С. 40-49.

Оглавление


​Улица Нормандия-Неман

Современная улица «Нормандия-Неман», названная в честь знаменитого французского авиационного полка, в 1943–1944 гг. дислоцировавшегося на территории Смоленской области, была отстроена в начале 70-х годов XX века. Плавно вытекая на перекрёстке с улицей Николаева из улицы Кирова, эта современная широкая магистраль вошла в состав второго внешнего транспортного полукольца южной части Смоленска.

Раньше эта улица называлась Калужской. В канун 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне по решению Смоленского горисполкома № 239 от 8 мая 1965 года, улица получила современное имя.

С точки зрения архитектуры оформление улицы считается одним из лучших в городе. Её название и расположенный здесь мемориал хранят память о событиях, происходивших на Смоленской земле в 1941–45 годах.

Французский полк истребительной авиации «Нормандия-Неман», воевавший против немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, в 1943–45 гг., принимал участие в освобождении Смоленска. Долгое время полк базировался на аэродроме южнее деревни Дубровка Руднянского района Смоленской области, о чём свидетельствует памятный знак. На двухметровой стеле – пятиконечная звезда и мраморная доска с текстом: «Здесь в 1944 году дислоцировался французский авиационный полк Нормандия-Неман».

Началом истории французской эскадрильи в составе Красной Армии можно считать осень 1941 года, когда предводитель «Сражающейся Франции» генерал Шарль де Голль получил от своих подчинённых предложение отправить французских военных воевать в составе Красной Армии.

В ноябре 1941 года де Голль впервые предложил советскому правительству участие французских летчиков и обслуживающего персонала в сражениях на советско-германском фронте.

Точкой отсчета в формировании эскадрильи «Нормандия» стало 25 ноября 1942 года, когда в Москве между командованием Красной Армии и командования «Сражающейся Франции» было подписано «Соглашение», а в городе Иваново сформирована первая эскадрилья из 72 французских добровольцев. Летали они на советских истребителях "Як". В декабре эскадрилья вошла в состав ВВС, а в марте 1943 года отправлена на Западный фронт. На базе эскадрильи был сформирован авиационный полк, в апреле 1943 года вошедший в состав 303-й авиационной дивизии, позже получившей наименование Смоленской. Действовавшие совместно с советскими, французские лётчики сражались в Курской битве, в операциях по освобождению Ельни, Смоленска, Витебска, Орши, Борисова, Минска, Вильнюса, Каунаса, Алитуса…

Название «Нормандия-Неман» появилось не сразу. Изначально эскадрилье, сформированной из французских летчиков, по желанию личного состава было присвоено наименование "Нормандия" по названию одной из провинций Франции.

В июне 1944 года за участие в боях по форсированию реки Неман к названию истребительного полка «Нормандия» добавилось второе слово. Полк получил почётное наименование «Нормандия-Неман».

Основой эмблемы полка «Нормандия-Неман» стал нормандский герб – два леопарда на красном щите.

За годы войны лётчиками полка «Нормандия-Неман» было выполнено 5240 боевых вылетов, проведено около 900 воздушных боев, сбито 273 самолета противника, уничтожено и повреждено 132 грузовых и 24 легковых машины, 22 паровоза, атаковано 27 поездов, подвергнуто штурму 5 аэродромов и потоплено 2 катера. В июне 1945 года французский авиаполк «Нормандия-Неман» отбыл на родину. За участие в боях на территории Советского Союза 76 летчиков полка были награждены советскими орденами, а весь полк – орденами Красного Знамени и Александра Невского.

Лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ла Пуап, Жак Андрэ и (посмертно) командир третьей эскадрильи «Шербур» старший лейтенант Марсель Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.

После возвращения во Францию полк 3/5 «Нормандия-Неман» на истребителях Як-3 базировался на аэродроме Ле-Бурже.

Французские лётчики – ветераны полка – нередко бывали в Смоленске.

Дёмочкина М. Французский шарм «Рабочего пути» // Рабочий путь. – 2017. – 25 янв. – С. 5. – (К 100-летию «РП»).

В 1995 году в честь 50-летия Победы на аэродроме Смоленск-Северный состоялся грандиозный воздушный праздник. В нём прияли участие известные российские пилотажные группы «Русские витязи» и «Русь». Но «гвоздём» праздничной программы стал визит в Смоленск и пилотаж группы истребителей «Мираж F1» из французского полка «Нормандия-Неман».

22 сентября 2006 года Президенты России и Франции Владимир Путин и Жак Ширак торжественно открыли памятник легендарному авиаполку «Нормандия-Неман» у музея Авиации в Ле Бурже в пригороде Парижа. Автор памятника – российский скульптор Владимир Суровцев.

***

Агавельян С. Д. Полк «Нормандия-Неман на Смоленщине» // На Смоленском направлении. 1943 год: хроники, события, судьбы. – Смоленск : [б. и.], 2009. – С. 74-78.

Воробьев М. Лётчик полка «Нормандия» [Марсель Лефевр] / М. Воробьев, А. Храпченков // В боях на Смоленской земле. – Москва : Московский рабочий, 1975. – С. 249-251.

Дёмочкина М. Французский шарм «Рабочего пути» // Рабочий путь. – 2017. – 25 янв. – С. 5. – (К 100-летию «РП»).

Долматовский Е. Воспоминание об эскадрилье «Нормандия» / Евгений Долматовский, музыка Марка Фрадкина. –(дата обращения 04.05.2022).

Дыбов С. В. «Нормандия-Неман» : подлинная история легендарного авиаполка / С. В. Дыбов. – Москва : Яуза: ЭКСМО, 2011. – 320 с. : ил. – (Война и мы).

Жоффр Франсуа де. Нормандия-Неман : воспоминания лётчика / Франсуа де Жоффр ; пер. с фр. Г. П. Загревского. – 2-е изд. – Москва : Воениздат, 1982. – 176 с. : ил.

 

Жукова Н. Дню освобождения Смоленщины посвящается. И в воздухе, и на земле / Н. Жукова, С. Турмова // Пенсионер Смоленщины. – 2021. – 22 сент. – С. 3.

Захаров Г. Н. Небо принадлежит нам // Я – истребитель / Г. Н. Захаров. – Москва : Воениздат, 1985. – С. 158–245 с. : ил. – (Военные мемуары).

Лавриненков В. Шпага чести : повесть о полке Нормандия-Неман / В. Лавриненков, Н. Беловол. – Киев : Издательство политической литературы Украины, 1980. – 285 с. : ил.

Лукашин В. И. Против общего врага / В. И. Лукашин ; предисл. А. Новикова, А. Голубова. – 2-е изд. перераб. и доп. – Москва : Воениздат, 1976. – 192 с. : ил.

 

Нормандия-Неман в освобождении Смоленской области. – Текст : электронный // Сайт ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник». – (дата обращения 04.05.2022).

***

Нормандия-Неман : военная драма (реж. Жан Древиль, 1960).

В годы Великой Отечественной войны та часть города, где расположена современная улица Нормандия-Неман, еще не была застроена. Захватив Смоленск, немцы устроили здесь концентрационный лагерь.

Концентрационный лагерь № 126 был одним из крупнейших в округе. Условия содержания и питание в нем были ужасными, что при крайне тяжелой работе приводило к массовым смертям среди заключенных. Многих расстреливали за малейшие нарушения, а также в случае болезней и увечий, мешавших трудиться. На территории современного мемориального комплекса было обнаружено 87 захоронений, в которых покоятся останки советских военнопленных, партизан, подпольщиков, мирных граждан, женщин, стариков, детей…

Авраменко С. Пересыльный лагерь военнопленных ДУЛАГ-126 в Смоленске // Край Смоленский. – 2020. – № 11. – С. 52–58. – (Великая Отечественная).

Ковчан А. Не забывается такое никогда... // Пенсионер Смоленщины. – 2009. – 17 июня. – С. 2.

Ковчан А. Фашистский лагерь смерти «Шталаг-126» // Пенсионер Смоленщины. – 2008. – 12 ноября. – С. 9.

В 1975 году по проекту архитекторов Г. Соосара и Е. Антонова на месте, где покоятся останки более 45 тысяч советских граждан, погибших в фашистском концлагере № 126, был возведен мемориальный комплекс.

Это один из немногих мемориалов, где и по сей день продолжаются захоронения солдат, найденных на территории Смоленской области бойцами поисковых отрядов.

Вход на мемориальный комплекс оформлен тремя массивными трапециями из бетона, окрашенными в темно-красный кровавый цвет и символизирующими лагерные бараки. Трапеции внутри полые. В них можно заглянуть через небольшие окна с массивными тюремными решетками. Такая же решетка с заостренными прутьями виднеется и на главном фасаде центральной трапеции чуть выше надписи, говорящей о чудовищных преступлениях, совершавшихся здесь.

На другом конце мемориального комплекса насыпан земляной курган с широкой лестницей, завершенный церемониальной площадкой, на которой горизонтально закреплен бронзовый венок. 

Школьников А. Улица имени полка «Нормандия-Неман» // Смоленское небо / А. Школьников. – Смоленск : Маджента, 2020. – С. 424– 430.

Перлин Б. Н. Нормандия-Неман улица // Смоленск и его улицы / Б. Н. Перлин. – Смоленск : Смядынь, 2002. – С. 130-131.

Оглавление

 

 

Портал Культура.рф 

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день