Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

Николай Уллас

27.01.2024

27 января 2024 года исполняется 110 лет со дня рождения народного архитектора СССР, заслуженного строителя России, ветерана войны и труда, доктора архитектуры Николая Николаевича Улласа.

Его имя хорошо известно в профессиональных кругах. Но далеко не все смоляне знают что-либо об этой незаурядной личности, стоявшей у истоков советского зодчества. Впрочем – достаточно просто перечислить созданные при его активном участии проекты и сооружения: МГУ, Фрунзенская набережная, стадион в Лужниках, обелиск на месте гибели Юрия Алексеевича Гагарина, чтобы понять весь масштаб его таланта.

Вспоминая Николая Улласа, друзья и коллеги поражались его неиссякаемой энергии, стремительности. «Он весь – порыв: быстрая, торопливая речь, словно спрессовывающая время, летящая, слегка наклоненная вперед при ходьбе фигура…»

«Он весь – порыв…»

Родился Николай Николаевич Уллас 27 января 1914 года в Смоленске, о котором всегда говорил с гордостью: «Смоленск всегда стоял на пути всех нашествий, которые были направлены на нашу страну с Запада… Глубоко исторический, сохранивший образцы прекрасной архитектуры, памятники XII, ХV, ХVI веков, классицизма, послепожарные сооружения… На гербе Смоленска изображены пушка с сидячей на ней птицей Феникс, а птица Феникс – это символ вечного обновления и возрождения! История города, его памятники, дома, архитектура всегда в моей душе были связаны с представлением о прекрасном».

Дед Н. Улласа – латыш Мартин Рейн Удриньш (он же Уллас) был унтер-офицером лейб-гвардии Семёновского полка. С 1888 года заведовал кронштадтским городским водопроводом. Отец – Уллас Николай Мартынович – родился в г. Ораниенбауме, военный инженер-строитель. В 1918–1923 годы служил в Красной Армии, был начальником Смоленской военно-инженерной губернской дистанции. До 1936 года работал инженером-строителем, преподавал строительном техникуме (Смоленск). Его брат – Александр Уллас – служил старшим фельдшером на крейсереа «Аврора». За отличия в Цусимском сражении награждён знаком отличия Военного Ордена 4-й степени.

В Смоленске Николай Уллас окончил девятилетнюю школу № 4 имени Коминтерна. Отец с десяти лет брал сына на стройки. И к двенадцати годам мальчик, по выражению Улласа старшего, «в десятники годился». По окончании школы, год проработав электромонтёром, поступил в строительный техникум. Имеющего практический опыт Николая еще в техникуме стали привлекать к конкретным работам. Уже в 1930 году Николай Уллас построил на аэродроме Смоленска металлические ангары, затем участвовал в реконструкции старого городского театра, делал проходную башню на городской электростанции. Как сам он говорит об этом, «приобщался к творчеству».

В те годы начал вырабатываться собственный почерк молодого специалиста: универсальность и конкретность, постоянный поиск новых форм и решений. Эти черты стали доминирующими в дальнейшей деятельности Улласа. Способного студента по решению профсоюзной организации строительного техникума в 1932 году направили учиться в Москву в Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ). К экзаменам Николай опоздал и должен был возвращаться в Смоленск, но декан градостроительного факультета профессор Б.А. Коршунов, поговорив с юношей, зачислил его сразу на 2-й курс при условии сдачи всех экзаменов до осени. Уллас все сдал успешно.

Архитектор Н. Уллас. 1932 г.

После блестящей защиты дипломного проекта на тему «Город на 5 тысяч населения и комбинированный вокзал на Московском море» и окончания в 1936 году Московского архитектурного института молодой специалист начал самостоятельно реализовывать свои идеи.

Умение работать без устали, приобретенное еще в студенческие годы, когда утром он занимался в институте, затем в мастерской Фомина, а ночью разгружал товарные вагоны на вокзалах, помогало в быстрой реализации задуманных идей. Уже в предвоенные годы он зарекомендовал себя опытным и способным архитектором, справляющимся с самыми сложными задачами.

В самом начале Великой Отечественной войны Николай Уллас был призван в армию в качестве военного инженера III ранга. В Омске под его руководством была проведена подготовка для приема из Запорожья авиационного завода. В три смены строили землянки на 3 тысячи рабочих предприятия, сооружали фундамент, на который сразу устанавливали станки, приступившие к выпуску авиационных моторов. Параллельно этому процессу достраивали завод: возводили стены, подводили их под крышу…

С апреля 1942 года Н. былУллас – на Юго-Западном фронте. Его подвиги отмечены боевыми наградами: орденом «Отечественной войны» I cтепени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Будапешта», «За освобождение Белграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией» и другими.

Архитектор Николапй Уллас, СГМ-З

После войны Н. Н. Уллас некоторое время работал в Мурманске, представив там план-соображение по восстановлению разрушенного города. Вернувшись в Москву был назначен архитектором в Управление по делам архитектуры Мосгорисполкома, в 1947 году стал руководителем мастерской Института Генерального плана. С этого времени он постоянно занят развитием и реконструкцией Москвы. С его именем связаны уникальные преобразования юго-запада столицы, улицы Горького (Тверской), Ленинградского шоссе (с архитектором П. В. Помазановым), Комсомольского проспекта, застройка Фрунзенской набережной (вместе с архитекторами Я. Б. Белопольским и Е. Н. Стамо).

Берег Москвы-реки в районе будущей Фрунзенской набережной. 1913 г.

Вид на Фрунзенскую набережную из парка Горького. 1950 годы.

23 декабря 1954 года Совет министров СССР принял постановление о сооружении в Лужниках «большого московского стадиона».

В начале 20 века Лужники были территорией ближнего Подмосковья, с небольшой деревенькой Малые Лужники на берегу Москвы-реки. В деревне насчитывалось около 20 домов.

Лужники 1901 год

К моменту начала строительства стадиона на территории Малых Лужников проживало около 8000 человек. Все они были переселены в другие районы Москвы. Постройки, включая памятник архитектуры – Церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, снесены.

Москву-реку расширили с 125 до 250 метров, углубили, за счёт чего территорию Лужников подняли на 1,5 метра.

Проект был выполнен за 90 дней авторским коллективом архитекторов. Строительство стартовало в апреле 1955 года. В рекордные сроки, за 450 дней, был возведен спортивный комплекс, открытие которого состоялось 31 июля 1956 года.

Открытие стадиона Лужники 31 июля 1956 года

В 1959 году за проектирование Центрального стадиона спортивного комплекса в Лужниках Н. Н. Уллас в числе других архитекторов был удостоен Ленинской премии. Группа архитекторов была отмечена такой высокой наградой впервые.

Работоспособность Н. Улласа была поразительна! Более 70 его архитектурных проектов в большинстве своём реализованы. В 1950–1960 годах Н. Н. Уллас становится одним из авторов Генерального плана развития Москвы и схем районной планировки. В этой работе особенно ярко проявилось его умение мыслить широко и масштабно. Помимо проектов на родине Н. Н. Уллас разрабатывал планы реконструкции центров Берлина (Германия) и Пловдива (Болгария).

Завершив работу по составлению Генерального плана развития Москвы, Н. Н. Уллас перешел в Московский архитектурный институт, совмещая творческую работу с педагогической: «Наступает в жизни момент, когда понимаешь, что не все сделано, если не остается после тебя учеников». Он учил студентов вырабатывать свою собственную концепцию, настойчиво искать свои принципы организации пространства, формообразования и художественной выразительности, что помогает им к концу учебы выработать самостоятельность в творчестве на основе всех особенностей современного проектирования.

Студенты Московского архитектурного института, исполняя напутствие учителя, разработали курсовые проекты по застройке Заднепровского района и северной набережной реки Днепр для Смоленска ­– родного города неутомимого и талантливого архитектора Николая Николаевича Улласа.

* * *

Бердяева С. Смолянам покажут архитектурные проекты Улласа // Рабочий путь. – 2014. – 18 нояб.

Березнев А. В дар Смоленску // Смоленские новости. – 2014. – 28 мая.

Максимов О. Г. Вечный Огонь Победы. Николай Николаевич Уллас – легенда и достояние МАРХИ. – Текст: электронный // Academica.ru : информационный портал, посвящённым образованию в России и за рубежом (дата обращения 19.01.2024).

Уллас Николай Николаевич. – Текст : электронный // Сайт PeopleLife.RU : Биографии известных людей  (дата обращения 24.01.2024).

Утёмова Л. Деятели культуры на Великой Отечественной войне. Николай Уллас. – Текст : электронный // Культура.РФ : гуманитарный просветительский проект (дата обращения 19.01.2024).

Шорохова Ю. 100-летие Николая Улласа отметили юбилейной выставкой // Смоленская газета. – 2014. – 26 ноября.

Обелиск на месте гибели Юрия Алексеевича Гагарина и Владимира Сергеевича Серёгина

15 мая 2014 года в Художественной галерее состоялась торжественная церемония передачи Смоленскому государ­ственному музею-заповеднику более 1200 предметов из се­мьи Улласа – документов, фотографий, памятных знаков, на­град, мемориальных предметов, архитектурных проектов.

15 мая 2014 года Александром – сыном Николая Николаевича Улласа – Смоленскому государ­ственному музею-заповеднику было передано более 1200 предметов из се­мейного архива: документов, фотографий, памятных знаков, на­град, мемориальных предметов, архитектурных проектов.

Александр Николаевич Уллас – сын Архитектора Н. Н. Улласа на открытии выставки, посвященной юбилею Н. Н. Улласа.

В Смоленске открылась выставка памяти архитектора Николая Улласа

 

Назад

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день