Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
26.02.2025
Среди имен, золотыми буквами выбитых на гранитных стелах Сквера Памяти Героев, есть имя Героя Советского Союза Бориса Александровича Туржанского.
Уроженец Смоленска, лётчик-испытатель 1-го класса, первый Герой Советского Союза, удостоенный этого звания за боевые заслуги, полковник Борис Туржанский родился 26 февраля (10 марта) 1900 года в семье участника русско-турецкой войны, заместителя начальника Смоленского почтово-телеграфного округа, статского советника Туржанского Александра Александровича (1851-1912).
Александр Александрович Туржанский, Евгения Павловна Туржанская (Снимок сделан в 1917 году во время сбора по поручению Общества Красного Креста книг для посылки солдатам)
Мать прославленного лётчика – Туржанская (урожденная Алферьева) Евгения Павловна (1869–1932). В 1902-1910 гг. в Смоленске и Москве печатались её брошюры, сборники очерков, рассказов, сказок для взрослых. В 1910–1911 годах Туржанская издавала в Смоленске детский иллюстрированный журнал "Родная Русь", в котором помещала свои произведения под псевдонимом Евгения де Турже-Туржанская. Во время гражданской войны Евгения Павловна находилась на фронте в частях Красной Армии вместе со своими сыновьями Борисом и Александром, ставшими впоследствии прославленными кадровыми офицерами.
С 1910 по 1913 гг. Борис Туржанский учился в 1-м Смоленском реальном училище. По окончании трех классов перевёлся в Смоленскую гимназию. В 1915 году семья Туржанских переехала в Москву, где Борис поступил в Московское художественное училище. Работал помощником художника, давал частные уроки рисования. А уже в марте 1918 года пошёл добровольцем в Красную Армию.
Смоленское Реальное Училище
Участник гражданской войны. В 1918-1919 гг. – младший телефонист авиационного отряда, стоявшего на станции Гнёздово, вблизи Смоленска; мотоциклист 1-го корпусного и 7-го истребительного авиационных отрядов 9-й армии (Южный и Юго-Восточный фронты), в 1920 – шофёр политуправления 9-й армии (Кавказский фронт).
Во время одной из боевых операций белогвардейцам удалось прорвать линию фронта. В окружении остался начальник авиации армии. Борис Туржанский на мотоцикле прорвался сквозь вражеское окружение и спас командира.
В 1921 году Борис Туржанский окончил с отличием Егорьевскую военно-теоретическую авиационную школу.
Егорьевская авиационная школа сегодня
Уже во время учебы Борис проявил выдающиеся способности. Инструкторы говорили, что у него «легкая рука» и самолет ему послушен. За точность стрельбы неоднократно получал призы.
В 1922 году Борис Александрович окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В 1920–1930 годы Качинская летная школа считалась главной кузницей кадров отечественной военной авиации. Сначала курсанты летали на старых самолетах, но затем пересели на советские учебные бипланы У-2, потом И-5 и И-6, а со второй половины 1930-х — на новейшие И-15 и И-16.
Качинская школа лётчиков. 1923 г.
Продолжив обучение в Московской авиационной школе, переброшенной вскоре в Серпухов и преобразованной в Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания, Борис Александрович получил звание красного военного лётчика.
Общая группа военнослужащих Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. 25 сентября 1923 г. Источник
В 1934–1936 гг. Борис Туржанский командовал авиабригадой, прикрывающей нефтепромыслы Баку. Обучал ночным полётам. За отличную работу его наградили мотоциклом «Харлей».
Мотоцикл Harley Davidson. 1928 г.
В марте 1936 года комбриг Борис Туржанский направлен слушателем оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
Военная воздушная ордена Ленина – Академия Красной армии имени профессора Н. Е. Жуковского
Вскоре под псевдонимом «Борис Мараншов» советник Туржанский в числе первых 11-и «красных соколов»-добровольцев был командирован в Испанию на защиту Испанской республики. Эскадрилья воевала на севере Испании, под Гвадалахарой. Сражаясь с превосходящими силами авиации противника, наши лётчики проявляли необыкновенную отвагу, отчаянную смелость и высокое лётное мастерство. Особенно это относилось к командиру эскадрильи – Борису Туржанскому, умевшему правильно распределять силы, выбирать нужную тактику боя. В первом же бою в испанском небе Борис Александрович сбил фашистский истребитель.
Одновременно Туржанский учил республиканцев, обеспечивал воздушное прикрытие на севере Испании в Стране басков – Басконии, руководил авиагруппой доставленных морем и собранных самолётов И-15.
Самолёт И-15 Республиканских ВВС. Испания. 1936-1937 гг.
Ведя активные воздушные бои над территорией, отрезанной от Центральной зоны войсками националистов, эскадрилья под его командованием за короткий период сбила 6 самолётов мятежников. О том, как сражалось подразделение Бориса Александровича, свидетельствует сделанное в то время заявление начальника штаба Северного фронта Испанской Республики Франциско Сиутата: «Это была эскадрилья героев, руководимая львом».
В декабре 1936 года при вынужденной посадке после боя в горах самолет Бориса Александровича потерпел аварию (скапотировал). Пилот получил тяжёлые ранения. Место вынужденной посадки местные крестьяне обнаружили только на следующий день и доставили летчика в госпиталь. Испанские врачи спасли жизнь Бориса Александровича, однако он ослеп на один глаз.
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 1 декабря 1936 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга, комбригу Туржанскому Борису Александровичу 31 декабря 1936 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым Героем Советского Союза, получившим это звание за боевые заслуги. Когда спустя почти три года была учреждена медаль «Золотая Звезда», как отличительный знак Героя Советского Союза, её вручили Борису Туржанскому 4 ноября 1939 года за № 12.
Звезда героя Советского Союза
После возвращения из Испании в феврале 1937 года медицинская комиссия признала Бориса Александровича непригодным для лётной работы. Но он добился повторной комиссии и в присутствии начальника Военно-воздушных сил ему устроили суровое испытание: совершить на истребителе И-15 десять полетов по кругу на точность приземления. Отлично выдержав экзамен, он получил разрешение на полеты без ограничения. Его назначили летчиком-испытателем военной приёмки авиазавода № 1 (г. Москва). В 1937-1939 годах Борис Александрович испытывал серийные истребители И-15 бис и И-153.
В 1940 г. полковник Борис Туржанский стал начальником лётно-испытательной станции (ЛИС) авиационного завода № 1. Испытывал серийные истребители И-153, МиГ-1 и МиГ-3.
Борис Александрович Туржанский участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года в составе 1-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО города Москвы) он нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме. Испытывал серийные истребители Як-1 и Як-7. Был начальником ЛИС авиазавода №301 в г. Химки Московской области, на авиазаводе в Новосибирске, испытывал серийные истребители Як-7, Як-9 и их модификации на Подмосковсном авиазавода в Тушино
Работу летчика-испытателя Борис Туржанский продолжал и в мирное время. Жил в Москве. После тяжелой продолжительной болезни скончался 14 июня 1948 года.
В городе Зарайске Московской области в его честь установлен обелиск, открыта мемориальная доска.
Обелиск и мемориальная доска в Зарайске
В марте 1971 г. именем Героя был назван сверхзвуковой ракетоносец.
В 2015 году в Смоленске, в Сквере Памяти Героев была открыта Аллеи героев. На гранитных стелах увековечены имена 303 смолян – Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Под номером один выбито имя Первого Героя Советского Союза, родившегося на смоленской земле и первого в стране гражданина, удостоенного этого звания за боевые заслуги, Бориса Александровича Туржанского.
Сквер Памяти Героев в Смоленске
* * *
Алфимов И. Первый в ряду героев // Смоленские новости. – 2006. – 22 августа.
Воробьев М. В. Туржанский Борис Александрович // Смоляне – Герои Советского Союза / М. В. Воробьев, В. Е. Титов, А. К. Храпченков. – 3-е изд., доп. – Москва, 1982. – С. 540-541.
Тимофеев Д. Юбилей героя // Смоленская народная газета. – 2015. – 29 января.
Школьников А. Авиаторы братья Туржанские // Край Смоленский. – 2019. – № 7. – С. 22-30.
Школьников А. Первый смолянин – герой Советского Союза // Смоленское небо / Александр Школьников. – Смоленск : Маджента, 2020. – С. 86-91.
Школьников А. Смоляне-авиаторы – Герои Советского Союза. О героях былых времён // Смоленское небо / А.лександр Школьников. – Смоленск : Маджента, 2020. –С. 437-439.
Школьников. Первый герой Советского Союза // Смоленская газета. – 2010. – 27 февраля. – С. 5.
Шорохова Ю. В память о первом боевом Герое Советского Союза // Смоленская газета. – 2014. – 17 декабря.
Шушуков Олег. Туржанский Борис Александрович [Электронный ресурс]. – (дата обращения 24.02.2025)
Яковлев С. М. Старая Гвардия советского неба. По велению сердца // Наши крылатые земляки / С. М. Яковлев. – Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1961. – С. 102-111.