Настройки

Настройки

Размер шрифта:

Интервал между буквами (Кернинг):

Изображения:

Цветовая схема:

a a a

Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

Юлия Друнина

10.05.2024

Сквозь грохот орудий дорогами Великой Отечественной войны шла муза Юлии Друниной – женственной и мужественной, верной солдатскому братству. Поэт-фронтовик, поэт-лирик, она любима всё новыми и новыми читателями.

Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье.

В 1941-м из 10-го класса средней школы она ушла на фронт, была санинструктором, дважды ранена, награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу», демобилизована по ранению в конце 1944 года.

В 1952 г. Юлия Друнина окончила Литературный институт им. М. Горького. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 г. За ним последовали: «Стихи» (1952), «Разговор с сердцем» (1955), «Ветер с фронта» (1955), «Современники» (1960), «Тревога» (1963), «Страна юность» (1966), «В двух измерениях» (1970), «Не бывает любви несчастливой» (1973), «Окопная звезда» (1975), «Солнце – на лето» (1983), «Это имя...» (1984), «Метель» (1988) и др.

Пережитое на великой войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Ю.В. Друниной и сквозной темой ее лирики.

Свой уход на фронт вчерашняя школьница объясняла просто, убедительно и проникновенно:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушая и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы – в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Укороченность последней строки, резко изменяя ритм стихотворения, делая его волевым, подчеркивала решимость девочки взвалить на себя всю тяжесть мужской солдатской судьбы, глубину ее патриотических чувств, естественность судьбоносного выбора. Но и в суровых условиях фронтовой жизни, находясь постоянно в смертельной опасности, Друнина остается женственной в своих чувствах и переживаниях, и эта женственность, не только сохраненная, но и обострившаяся в условиях передовой линии фронта, помогла ей несомненно быть не только самоотверженной сестрой милосердия, но и стать замечательной поэтессой. Друнина по-женски признается:

Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Самое страшное в том, что однажды увиденный рукопашный бой, в котором люди сходятся лицом к лицу, чтобы убивать друг друга, потом снится тысячу раз. Мало какой мужчина может признаться в испытанном им страхе, а вот юная девушка не скрывает его, и эта ее искренность говорила о том, что она находила в себе силы преодолевать страх, быть мужественной, и опять же «Потому что имя ближе, чем "Россия", не могла сыскать».

Лирическая героиня (а лучше сказать – сама Друнина, потому что в ее лирических переживаниях нет ничего придуманного и условно-обобщенного, как нередко бывает у других лирических героев) на войне впервые испытала и поэтически, несмотря на экстремальные условия, пережила чувство любви.

Ко мне в окоп сквозь минные разрывы
Пришла твоя любовь.
Не знала я, что можно стать счастливой
У дымных сталинградских берегов.

О такой любви редко когда было сказано в отечественной, в мировой поэзии. Именно на передовой у Юлии Друниной сложилась убежденность, которую она пронесла через всю свою жизнь: любовь может быть взаимной и безнадежной, краткой и длительной, легкой и трудной, но «не бывает любви несчастливой», ибо переживание любви, даже безответной, очищает, преображает и возвышает человека.

Другая «высокая точка отсчета» для Юлии Друниной – это рожденное на войне чувство солдатской дружбы, которое постоянно дает о себе знать в ее стихах и о фронтовых подругах и ровесницах («Зинка», «Однополчанке», «Званый обед», «Ты вернешься» и мн. др.), и о погибших на войне парнишках, и о ветеранах («Солдатские будни», «Не знаю, где я нежности училась...», «Встреча», «А годы, как взводы, идут в наступленье...» и др.). Здесь, говоря словами самой поэтессы, она выступает «связной / Между теми, кто жив и кто отнят войной». С глубоким проникновением в души и творчество поэтов своего поколения написаны ею стихи, посвященные памяти Вероники Тушновой, Сергея Орлова (цикл «Под сводами души твоей высокой») и Бориса Слуцкого («Наш комиссар»).

До конца своих дней Друнина оставалась чуткой к жизни своих соотечественников и своей родины, ко всему, что происходило в мире. Она с большими надеждами на лучшее будущее восприняла перестройку конца 1980-х, стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в периодической печати не только со стихами, но и с публицистическими статьями. Трагически был воспринят Ю.В. Друниной развал СССР. Личные утраты (смерть второго супруга, известного кинорежиссера А. Каплера) и крушение общественных идеалов послужило, судя по всему, основной причиной самоубийства Юлии Друниной: 21 ноября 1991 года она отравилась выхлопными газами автомашины в своем гараже.

Гибель Юлии Друниной отозвалась глубокой скорбью в сознании соотечественников.

По материалам книги: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги : биобиблиографический словарь : в 3-х т. – Том 1.– М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. – С. 661-663.

Лирической грустью  проникнут экслибрис, выполненный на имя поэтессы Ю.В. Друниной.

Московский художник В.Н.Чефранов показал её вспоминающей свое военное  прошлое, боевую молодость и праздник Победы «со слезами на глазах». Светлая тональность ксилографии символизирует торжество жизни на земле, защищённой от фашистского порабощения.

Стихи Юлии Друниной на портале Культура.рф

 

Назад

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день