Настройки

Настройки

Размер шрифта:

Интервал между буквами (Кернинг):

Изображения:

Цветовая схема:

a a a

Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

Михаил Пришвин

02.02.2023

1873 – 1954

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в име­нии Хрущево Орловской губернии.

Отец Пришвина, купеческий сын, поэт и мечтатель в душе, был буквально снедаем жаждой творческой деятельности. Он растил и сам выезжал ор­ловских рысаков, сажал сады и выводил новые сорта цветов, был превос­ходным охотником, удивительным рассказчиком. Крупный проигрыш в карты не только заставил его заложить имение и конный завод, но и вко­нец подорвал его здоровье. Разбитый параличом, он умер, оставив жене расстроенное хозяйство, пять человек детей и задолженность банку.

Это случилось, когда младшему в семье Мише Пришвину шел восьмой год. Учился он сначала в деревенской школе, а потом в Елец­кой гимназии, откуда был исключен за то, что нагрубил учителю.

Учась позднее на химико-агрономическом факультете Рижского политехнического института, Пришвин впервые столкнулся с марк­сизмом, но молодой мечтатель больше воспринимал марксизм как по­эт, чем как политик. Вскоре за перевод марксистских брошюр При­швин был отдан под суд и около года провел в тюрьме. Заканчивал свое образование он в Германии.

Вскоре начинается борьба между интересом к агрономии и литера­турой. Первый рассказ был напечатан, когда Пришвину было 33 года. Это был подвиг – в 33 года оставить всё достигнутое, расстаться с при­обретенной с большим трудом специальностью и начать совершенно новую жизнь.

В 1906 году Пришвин отправился в свое первое путешествие по родной стране. Результатом явились две книги о Севере«В краю не­пуганых птиц» и «За волшебным колобком».

Октябрьскую революцию писатель встретил, когда ему было уже 45 лет. Он жил в это время в своем родном селе, имел 30 десятин земли, вспаханной даже без посторонней помощи. Самому ему и в голову не приходило, что он помещик.

Сначала у него отобрали землю, потом участились обыски в поис­ках «укрытого» хлеба, затем приказано было сдать охотничье ружье. И, наконец, пришли в деревню какие-то чужие люди и стали требо­вать от крестьян... «удаления» писателя.

Некоторое время М. Пришвин был сельским учителем. В очерке «Школьная Робинзонада» (1924 г.) он рассказал, как учителя и учени­ки синели в классах от холода, как добывали всей школой дрова. До конца своих дней вспоминал потом писатель трогательную заботу ме­стных крестьян. Один из них, видя, что учитель ходит в лаптях или в дырявых галошах на босу ногу, подарил ему сапоги, сказав при этом: «Вы не думайте, что помрете с голоду, этого я не допущу, вы только учите, а душку вашу я подкормлю».

В 1928 году М. Пришвин закончил работу над романом «Кощеева цепь». Это повествование подводило итог пути, пройденного писате­лем до революции.

Работая над романом, он выступает и в жанре «охотничьего расска­за», это вошедшие в книгу «Календарь природы» рассказы «Анчар», «Ярик», «Кэт», «Любовь Ярика», «Смертный пробег», «Медведи». В этих рассказах он остается художником жизни, поэтом и мудрецом, думающим прежде всего о человеке.

30-е годы – плодотворнейший период в его жизни. Им написаны лучшие его поэмы в прозе «Женьшень», «Фацелия», «Лесная ка­пель», сборники детских рассказов «Золотой луг», «Дедушкин вале­нок», «Зверь – бурундук», «Лисичкин хлеб». Пришвин пересказал для детей большую повесть индейского писателя Вэша Куоннэзина (Серая сова) «Саджо и ее бобры».

Пришвин не отделял детскую литературу от взрослой китайской стеной. Он больше всего боялся «подыгрывания» детям, «скидки на возраст». Разумеется, он не отрицал специфики детской литературы, но был уверен, что настоящая детская книжка та, которая интересна и взрос­лому.

Война, как говорил сам Пришвин, заставила его «начать новый пе­риод литературной деятельности». Этот период завершился созданием таких книг, как повесть-сказка «Кладовая солнца», роман-сказка «Осударева дорога», повесть-сказка «Корабельная чаша».

Во время войны писатель отказался от эвакуации в тыл и остался под Москвой.

Неподалеку от села, где жил писатель, разместили детский дом эва­куированных из Ленинграда сирот. Пришвина потрясло их несчастье. Но в рассказах о ленинградских детях он концентрирует внимание чи­тателей не на страданиях, а на силе духа этих детей. Он пытается по­нять, какие силы противостоят горю, что обеспечивает конечное тор­жество радости и счастья жизни.

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана в первые дни после вой­ны. Восторженные отзывы критики, скорое признание читателей, первая премия на конкурсе Детгиза – так было встречено появление новой работы Пришвина.

Дружба маленьких брата и сестры, их жизненная стойкость – глав­ная тема повести. Неожиданно и просто раскрывается писателем его понятие о счастье. Настоящее счастье – это дружба, взаимопонимание, готовность все отдать другому, находить смысл жизни в принесении добра людям. А несчастье – жить самим собою, по вороньему принципу «только ус­пей, урви чего-нибудь».

Для приближения к читателю мира природы писатели нередко при­бегают к очеловечиванию птиц и зверей, заставляя их поступать так, как бы поступил человек. Пришвин гоже применяет прием антропоморфиз­ма, но несколько иначе. «Животное надо изображать как животное», – писал он. В его произведениях часто разговаривают собаки, утята, грачи, но он всегда при этом дает понять, что разговаривают они не на самом деле, а что так кажется человеку, так понимает их сам художник.

Многим рассказам Пришвина о животных присущ добродушный юмор, на который так охотно откликаются дети. Юмором овеяны рас­сказы «Белый ожерелок», «Курица на столбах», «Пиковая дама», «Еж», «Сват» и другие. Иногда юмор связан с игрой слов, с именем, которым назвали животное, но чаще всего это юмор положений.

В произведениях для детей немаловажное значение имеют вклю­ченные в них элементы научных знаний. Только нужно, чтобы эти знания органично входили в ткань произведения. Это блестяще умел делать мудрец и художник Михаил Михайлович Пришвин.

Произведения М. М. Пришвина

Собрание сочинений : В 8 т. – М. : Худож. лит., 1982.

Беличья память : Рассказы о жизни леса. – М. : Малыш, 1998. – 90 с.

Берестяная трубочка. – М. : Малыш, 1983. – 111 с.

В краю дедушки Мазая. – СПБ. : Тимошка, 1997. – 112 с.

Глаза земли. – М. : Просвещение, 1989. – 303 с.

Дневники. – М. : Моск. рабочий, 1994. – 382 с.

Кладовая солнца. – М. : Моск. рабочий, 1994. – 382 с.

Моим молодым друзьям. – М. : Детская литература, 1989. – 350 с.

Охота за бабочкой. – М. : Фламинго, 1998. – 63 с.

Ребята и утята. – Минск : Юнацтво, 1990.

Литература о жизни и творчестве М. М. Пришвина

Валькова В. «И в том моя радость» : к 125-летию М. Пришвина // Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». – 1998. – №3. – С. 1–3.

Липеровская С. За волшебным словом. – М. : Детская литература, 1965.

Мотяшов И. Михаил Пришвин : критико-биографический очерк. – М. : Детская литература, 1965.

Тихомирова И. И. Пришвин Михаил Михайлович // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов. – М. : Баллас, 1999. – С. 166–168.

***

По материалам книги: Пришвин Михаил Михайлович // Тубельская Г. Н. Детские писатели России. Сто имен : биобиблиографический справочник. Ч. II. М–Я. – Млсква : Школьная библиотека, 2002. – С. 93-97.

Назад

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день