Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
07.04.2023
Мария Алексеевна Ботева родилась 7 апреля 1980 года в городе Кирове. Мама – мастер в Управлении капитального строительства Кирова, отец – электрик шестого разряда на заводе «Искож». Оба специалисты с высшим образованием, оба уроженцы Кирова. Их родители приехали из деревень и сёл. В войну бабушку (по материнской линии) эвакуировали из Москвы вместе с заводом имени Я. Я. Лепсе. Дедушка (по материнской линии) был убежденный коммунист, отец же происходил из семьи староверов-беспоповцев. Семейный дом Ботевых находится в заводском районе недалеко от завода Лепсе, застроенном в середине ХХ века и сохранившем черты сельского уклада.
В школу Мария Ботева пошла с шести лет. Нравились занятия в краеведческом кружке. Занималась четыре года в музыкальной школе, в хоровом классе.
Сразу после школы поступала на факультет журналистики Уральского государственного университета в Екатеринбурге, но не прошла по конкурсу. Поступила туда в 1998 году.
Писать Мария Ботева начала в семнадцать-восемнадцать лет – сначала сказки, потом стихи. Стала слушать рок-н-ролл, посещать фестивали Вятской рок-лаборатории, созданной Юрием Чудиновым.
В студенческие годы продолжила писать сказки и стихи, короткие прозаические миниатюры, потом устроилась вольнослушателем на семинар драматургии, который вел Николай Коляда в Екатеринбургском государственном театральном институте. Начала писать пьесы. После окончания УрГУ поступила на заочное отделение факультета драматургии ЕГТИ, продолжив заниматься в семинаре Н. В. Коляды, и в 2008 году получила диплом литературного работника.
Первые постановки состоялись гораздо позднее. Пьеса «Лекарь Волька», созданная примерно в 2002– 2003 годах, была поставлена Молодёжным драматическим театром г. Тольятти в 2011 г., а инсценировка «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина – в Театре на Спасской г. Кирова в 2012 г.
Детскую драматургию Марии Ботевой составляют пьесы: «Мой папа – компьютер», «Стеклянное сердце Гришана», «Столица снега», «Потеряевка», «Там, возле Большой», «Эликсир молодости».
Однако первый широкий успех принесла проза. В 2003 году сказку «Световая азбука», размещенную на сайте Проза.ру под псевдонимом Сестра Лаптева, отметило в длинном списке жюри премии «Дебют», учрежденной фондом «Поколение». Сказку заметили также в издательстве «НЛО»; эта и другая сказки были объединены в книгу «Две сестры, два ветра» (2006). Литературовед Н. В. Барковская отметила связь этих сказок с творчеством символиста Андрея Белого. В 2005 году жюри «Дебюта» отметило Марию Ботеву уже в коротком списке – за поэму в прозе «Что касается счастья (Ехать умирать)» – о родной Вятке и ее людях. В том же году писательница стала лауреатом молодежной премии «Триумф». В 2006 году поэму напечатал журнал «Новый мир» (№ 6), а следом журнал «Урал» в № 9 представил Марию Ботеву серией рассказов-монологов «Так само».
Последовавшая за первыми крупными публикациями книга стихов «Завтра к семи утра» (2008) выявила новую грань таланта Марии Ботевой, отчасти открыв происхождение ее стиля. Сама же она называет самое близкое ей – «Слово о полку Игореве» и творчество Людмилы Петрушевской. Древнерусская поэма была ею переложена в стихах и размещена на личном сайте.
Поэтическое творчество остается важной составляющей писательской биографии Марии Ботевой. Вышли еще две книги стихов: «Сто десять раз по два» (2016) и «Америка» (2019).
Сборник «Мороженое в вафельных стаканчиках» – самая известная, на настоящий момент, из книг Марии Ботевой, он выдержал три издания – в 2013-м, 2014-м и 2017-м годах. Помимо повести, давшей общее название, в книгу для подростков вошли повести «Место празднику» (короткий список премии «Заветная мечта») и «Школа на Спичке». Сборник был включен в короткий список премии «Книгуру» и премии Владислава Крапивина. Все три произведения привлекли внимание педагогов-методистов по литературному образованию школьников. Так, Я. Завьялова и О. И. Кошелева подчеркнули нравственно-воспитательный потенциал детской прозы писательницы. Повести в сопоставлении с прозой писателей Стаса Востокова и Ирины Краевой были предложены Н. Г. Кутейниковой для работы в 5 – 6 классах.
Книга «Мороженое в вафельных стаканчиках» вошла в список книг «Белые вороны» Международной юношеской библиотеки (Мюнхен) за 2013 год, а в 2017 году в тот же список была включена книга для младших школьников «Маяк – смотри!». Иронично-абсурдистский текст ее представляется параллелью к романтическим новеллам А. С. Грина, вятского уроженца, и модернистскому роману «Суер-Выер» Ю. И. Коваля.
Взрослая проза собрана в книге «Фотографирование осени» (2013). Автор предисловия Илья Кукулин отнес ее произведения к «интенсивной прозе» (понятие предложено критиком Андреем Улановым), течению, возникшему в начале 2000-х годов, представленному также творчеством Линор Горалик.
Повести для подростков «Ты идёшь по ковру» и «Несколько кадров для дедушки» – о принятии чужого и другого в пору отрочества. Они вышли под одной обложкой в 2016 г.
Повесть «Сад имени Т. С.» (2018) была рассмотрена французской исследовательницей русской детской прозы Лорой Тибонье (Laure Thibonnier) в аспекте темы войны в подростковой прозе писателей одного поколения – Эдуарда Веркина и Евгении Басовой. Отдельные произведения вошли в коллективные сборники «Детгиза» «Как хорошо…» за 2012-й, 2014-й, 2019-й годы, а также издательства «Волчок» – «Внутри что-то есть» за 2019-й и 2020-й годы.
Стихотворные и прозаические произведения Марии Ботевой переведены и изданы на английском (США), французском и словенском языках.
Как журналист Мария Ботева начинала работать в педагогических изданиях, затем перешла к социальной журналистике, пишет репортажи и очерки. Первые публикации были в газетах «Я расту», «Кировская правда», «Вести»; в «Педагогических ведомостях» работала после возвращения из Екатеринбурга в конце 2000-х годов.
Мария Ботева / Книги
О жизни и творчестве