Настройки

Настройки

Размер шрифта:

Интервал между буквами (Кернинг):

Изображения:

Цветовая схема:

a a a

Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

Агния Барто

17.02.2023

 (1906-1981)

Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве, в семье врача-ветеринара. Стихами она увлекалась с детства. Учась в школе, издава­ла школьные рукописные журналы, писала для стенгазет лирические зарисовки и эпиграммы, но будущее свое видела только в балете.

Однажды в балетное училище, где училась А. Барто, приехал нар­ком просвещения А. В. Луначарский. Глядя на тоненькую девочку, ко­торая с мрачным лицом под похоронный марш делала балетные па, он едва сдерживался, чтобы не расхохотаться. Но когда она прочитала свою поэму, Луначарский сказал ей, что она обязательно будет пи­сать... веселые стихи.

Когда будущая поэтесса впервые принесла в издательство свое сти­хотворение «Китайчонок Ван Ли», она была немало удивлена тем, что ее направили в детский отдел. В 1925 году стихотворение вышло от­дельной книжкой.

С первых же своих стихов А. Барто стала выразительницей совре­менных тем. Она много писала о пионерах, октябрятах, о школе. Осо­бенно ее интересовала интернациональная тема, и начиная с первого стихотворения и до последних дней жизни эта тема была одной из главных в ее творчестве.

А. Л. Барто всегда с гордостью и печалью рассказывала, что ее то­ненькую книжку «Братишки» в гитлеровской Германии фашисты сжигали на кострах вместе с произведениями Шиллера и Гете.

В 1936 году вышла книжка А. Барто «Игрушки», и до сих пор она является образцом того, как надо писать для маленьких, чтобы они полюбили стихи прежде, чем научатся читать.

Детям так нравятся эти стихи потому, что об игрушках рассказано как о живых людях и животных. Ребенок любит игрушку только пото­му, что она напоминает ему нечто настоящее. Чувства, испытываемые детьми к игрушкам, вовсе не игрушечные.

В цикле А. Барто «Игрушки» это точно угадано. В июле 1937 года А. Барто вместе с советской делегацией побывала в Испании на Меж­дународном конгрессе в защиту культуры от фашизма. Огромной неж­ностью к детям Испании, защищавшим республику вместе со взрос­лыми, проникнуты ее стихи «Клятва», «Мамита мия», «Роберто», «Лолита».

У Агнии Львовны был редкий дар – мгновенно вживаться в любой возраст. Порой в одном стихотворении она бывает то мудрой бабуш­кой, то строгой мамой, то капризной дошкольницей. Вышучивая какие-то недостатки детей, она делает это добродушно, необидно, и читатели вместе с поэтом беззлобно смеются, но все-таки недостатки стараются изжить. Ее знаменитые «Лешенька, Лешень­ка...,», «Болтунья Лида», «Любочка», «Леночка с букетом» знакомы каждому школьнику, часто исполняются со школьной сцены.

В предвоенные годы уже всесоюзно знаменитая детская поэтесса Агния Барто отважилась на новый для себя опыт: она решила попробовать свои силы в сценариях к детским фильмам. Сюжет комедии «Подкидыш» Барто разрабатывала вместе с близкой подругой, актрисой Риной Зеленой, сценарий фильма «Слон и веревочка», ставшего в 1945 году режиссерским дебютом Ильи Фрэза, сочиняла уже самостоятельно.

А в начале 50-х выпускник мастерской Григория Козинцева режиссер Анатолий Граник предложил Агнии Барто написать сценарий по ее книге «Алеша Птицын вырабатывает характер». Результат оправдал самые смелые ожидания. На свет появилась очень добрая и теплая история о третьекласснике Алеше (Витя Каргопольцев). Мальчика все опекают: папа (Юрий Бубликов) приучает сына к самостоятельности, дисциплине и ответственности, бабушка (Ольга Пыжова) считает внука маленьким, а потому всячески балует, а старшая сестра (Надежда Румянцева) со своей стороны тоже взялась воспитывать брата, постоянно указывая ему на промахи и ошибки.

Алексей принимает решение начать новую жизнь и доказать своим домочадцам, что на самом деле он уже не ребенок, а взрослый и ответственный человек. Тут и подвернулся третьекласснику Птицыну подходящий случай проявить себя: на улице он встречает растерянную женщину с внучкой Сашенькой (Наташа Селезнева), они приехали посмотреть столицу. Алеша берется им помочь и провести свою экскурсию по Москве.

С первых дней проката «Алеша Птицын» невероятно полюбился зрителям, месяцами не сходил с экранов кинотеатров, его постоянно привозили в сельские клубы в самые труднодоступные уголки страны.

Смотреть фильм «Алеша Птицын» на портале Культура.рф 

Но поэт не только веселит читателей и учит их смеяться над тем, что смешно, она еще заставляет детей грустить, сопереживать тому, кто заслуживает сочувствия. У А. Барто есть очень важная статья, кото­рая называется «Не беречь детей от сильных чувств», в которой она ут­верждает, что развеселить человека проще, чем заставить его погрус­тить. И ее стихи «Мы не заметили жука», «Он был совсем один», «Вам не нужна сорока?» — это настоящая лирика.

Сама Агния Львовна была не просто добрым человеком, но и ак­тивно помогала многим. В течение нескольких лет она вела на радио программу «Найти человека» и помогла нескольким сотням семей, потерявших родных в годы войны, найти своих близких. По материа­лам этих передач ею была написана умная и деликатная книга «Найти человека», и отзывы детей и взрослых об этой книге шли к писатель­нице до самого последнего ее часа.

По материалам статьи: Барто Агния Львовна // Детские писатели России. Сто имен : биобиблиографический справочник. Ч. 2. А–Л / Г. Н. Тубельская. – Москва : Школьная библиотека, 2002. – С. 26-28.

Стихи Агнии Барто на портале Культура.рф

Литературное путешествие по страницам книг Агнии Барто

Поэзия добра

Литературная викторина «Игрушки»

Назад

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день