Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
17.02.2023
(1906-1981)
Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве, в семье врача-ветеринара. Стихами она увлекалась с детства. Учась в школе, издавала школьные рукописные журналы, писала для стенгазет лирические зарисовки и эпиграммы, но будущее свое видела только в балете.
Однажды в балетное училище, где училась А. Барто, приехал нарком просвещения А. В. Луначарский. Глядя на тоненькую девочку, которая с мрачным лицом под похоронный марш делала балетные па, он едва сдерживался, чтобы не расхохотаться. Но когда она прочитала свою поэму, Луначарский сказал ей, что она обязательно будет писать... веселые стихи.
Когда будущая поэтесса впервые принесла в издательство свое стихотворение «Китайчонок Ван Ли», она была немало удивлена тем, что ее направили в детский отдел. В 1925 году стихотворение вышло отдельной книжкой.
С первых же своих стихов А. Барто стала выразительницей современных тем. Она много писала о пионерах, октябрятах, о школе. Особенно ее интересовала интернациональная тема, и начиная с первого стихотворения и до последних дней жизни эта тема была одной из главных в ее творчестве.
А. Л. Барто всегда с гордостью и печалью рассказывала, что ее тоненькую книжку «Братишки» в гитлеровской Германии фашисты сжигали на кострах вместе с произведениями Шиллера и Гете.
В 1936 году вышла книжка А. Барто «Игрушки», и до сих пор она является образцом того, как надо писать для маленьких, чтобы они полюбили стихи прежде, чем научатся читать.
Детям так нравятся эти стихи потому, что об игрушках рассказано как о живых людях и животных. Ребенок любит игрушку только потому, что она напоминает ему нечто настоящее. Чувства, испытываемые детьми к игрушкам, вовсе не игрушечные.
В цикле А. Барто «Игрушки» это точно угадано. В июле 1937 года А. Барто вместе с советской делегацией побывала в Испании на Международном конгрессе в защиту культуры от фашизма. Огромной нежностью к детям Испании, защищавшим республику вместе со взрослыми, проникнуты ее стихи «Клятва», «Мамита мия», «Роберто», «Лолита».
У Агнии Львовны был редкий дар – мгновенно вживаться в любой возраст. Порой в одном стихотворении она бывает то мудрой бабушкой, то строгой мамой, то капризной дошкольницей. Вышучивая какие-то недостатки детей, она делает это добродушно, необидно, и читатели вместе с поэтом беззлобно смеются, но все-таки недостатки стараются изжить. Ее знаменитые «Лешенька, Лешенька...,», «Болтунья Лида», «Любочка», «Леночка с букетом» знакомы каждому школьнику, часто исполняются со школьной сцены.
В предвоенные годы уже всесоюзно знаменитая детская поэтесса Агния Барто отважилась на новый для себя опыт: она решила попробовать свои силы в сценариях к детским фильмам. Сюжет комедии «Подкидыш» Барто разрабатывала вместе с близкой подругой, актрисой Риной Зеленой, сценарий фильма «Слон и веревочка», ставшего в 1945 году режиссерским дебютом Ильи Фрэза, сочиняла уже самостоятельно.
А в начале 50-х выпускник мастерской Григория Козинцева режиссер Анатолий Граник предложил Агнии Барто написать сценарий по ее книге «Алеша Птицын вырабатывает характер». Результат оправдал самые смелые ожидания. На свет появилась очень добрая и теплая история о третьекласснике Алеше (Витя Каргопольцев). Мальчика все опекают: папа (Юрий Бубликов) приучает сына к самостоятельности, дисциплине и ответственности, бабушка (Ольга Пыжова) считает внука маленьким, а потому всячески балует, а старшая сестра (Надежда Румянцева) со своей стороны тоже взялась воспитывать брата, постоянно указывая ему на промахи и ошибки.
Алексей принимает решение начать новую жизнь и доказать своим домочадцам, что на самом деле он уже не ребенок, а взрослый и ответственный человек. Тут и подвернулся третьекласснику Птицыну подходящий случай проявить себя: на улице он встречает растерянную женщину с внучкой Сашенькой (Наташа Селезнева), они приехали посмотреть столицу. Алеша берется им помочь и провести свою экскурсию по Москве.
С первых дней проката «Алеша Птицын» невероятно полюбился зрителям, месяцами не сходил с экранов кинотеатров, его постоянно привозили в сельские клубы в самые труднодоступные уголки страны.
Смотреть фильм «Алеша Птицын» на портале Культура.рф
Но поэт не только веселит читателей и учит их смеяться над тем, что смешно, она еще заставляет детей грустить, сопереживать тому, кто заслуживает сочувствия. У А. Барто есть очень важная статья, которая называется «Не беречь детей от сильных чувств», в которой она утверждает, что развеселить человека проще, чем заставить его погрустить. И ее стихи «Мы не заметили жука», «Он был совсем один», «Вам не нужна сорока?» — это настоящая лирика.
Сама Агния Львовна была не просто добрым человеком, но и активно помогала многим. В течение нескольких лет она вела на радио программу «Найти человека» и помогла нескольким сотням семей, потерявших родных в годы войны, найти своих близких. По материалам этих передач ею была написана умная и деликатная книга «Найти человека», и отзывы детей и взрослых об этой книге шли к писательнице до самого последнего ее часа.
По материалам статьи: Барто Агния Львовна // Детские писатели России. Сто имен : биобиблиографический справочник. Ч. 2. А–Л / Г. Н. Тубельская. – Москва : Школьная библиотека, 2002. – С. 26-28.
Стихи Агнии Барто на портале Культура.рф
Литературное путешествие по страницам книг Агнии Барто
Поэзия добра