Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
28.08.2021
Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте. Будущий писатель происходил из зажиточной фламандской семьи. Его отец, Полидор, был нотариусом, а мать, Матильда Колетта Франсуаза (в девичестве Ван ден Бош) — дочерью богатого юриста. Кроме Мориса у супругов было ещё трое детей: Оскар, Эрнест и Мария.
Морис получил начальное домашнее образование. А с 1874 по 1881 год он учился в иезуитском колледже Святой Барбары в Генте. Уже в те годы Морис начал увлекаться поэзией. В этом же колледже учились Эмиль Верхарн и Жорж Роденбах, которые, как и Метерлинк, стали писателями и прославили на весь мир бельгийскую литературу. Все трое впоследствии вспоминали годы учения в колледже с отвращением. Там же у Мориса на всю жизнь отбили всяческое уважение к церкви и религии. Однако в колледже он подружился с Шарлем Ван Лербергом и Грегуаром Ле Руа, которые стали поэтами.
Несмотря на то, что Морис был увлечён литературой, отец настоял на том, чтобы он поступил на юридический факультет Гентского университета. Как раз к этому периоду относятся первые публикации стихотворений Метерлинка, свидетельствовавшие о сильном влиянии на него французского символизма. Стихи появились на страницах журнала «Молодая Бельгия», который сыграл значительную роль в развитии бельгийской литературы.
Получив диплом в 1885 году, Морис уехал на полугодовую стажировку в Париж. Эта поездка окончательно определила будущее Метерлинка. Он сразу вошёл в высшую литературную среду, познакомившись со знаменитыми поэтами-символистами Стефаном Малларме и Огюстом Вилье де Лиль-Аданом, которые приняли его в свой круг.
Первый период творчества Метерлинка был связан с формированием символистской концепции мира и символистской поэтики. Его рассказ «Избиение младенцев» («Le Massacre des innocents», 1886) — своеобразная попытка запечатлеть в слове одноимённую картину нидерландского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего. Так же, как и Брейгель, Метерлинк переносит библейский сюжет в конкретно-историческую эпоху, изображая беспощадность испанцев, напавших на нидерландскую деревню. При этом чудовищность описываемых событий резко контрастирует с бесстрастным тоном повествования.
Вернувшись в Гент, М. Метерлинк некоторое время работал адвокатом. Но литературному творчеству он уделял бо́льшее внимание. В 1889 году вышел его первый поэтический сборник «Теплицы» («Serres chaudes»). Стихотворения сборника наполнены неясными намёками, символами, диковинными сочетаниями образов. В том же 1889 году Морис Метерлинк опубликовал свою первую пьесу — «Принцессу Мален» («La Princesse Maleine»). Это произведение он создал по мотивам сказки братьев Гримм «Дева Малейн».
Страшная пьеса-сказка Метерлинка поначалу не пользовалась большим спросом у читателей. Всего около пятнадцати книг было раскуплено, ещё десяток автор раздарил друзьям. Однако 24 августа 1890 года во французской газете «Фигаро» появилась рецензия писателя Октава Мирбо на пьесу Метерлинка. Французский писатель восторженно отозвался о «Принцессе Мален», написав, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени». Эта рецензия привлекла внимание к творчеству малоизвестного бельгийского автора.
Неожиданный успех «Принцессы Мален» позволил Метерлинку навсегда отказаться от адвокатской практики и полностью погрузиться в литературное творчество. Следует также отметить, что свои произведения Метерлинк писал на французском языке.
Дальнейшему признанию Мориса Метерлинка в немалой степени способствовали постановки его «маленьких драм»: «Непрошенная» («L’Intruse», 1890), «Слепые» («Les Aveugles», 1890), «Семь принцесс» («Les Sept Princesses», 1891). В этих пьесах отсутствует динамичность в развитии сюжета, персонажи никак не проявляют себя в поступках, покорно ожидая, что принесёт им неотвратимо надвигающаяся судьба. Метерлинк создал в этих произведениях гнетущую атмосферу постоянно нарастающей тревоги и страха. Персонажи Метерлинка оставлены наедине с загадкой, над их судьбой властвуют таинственные силы, суть которых никто не может постичь.
В 1892 году М. Метерлинк создал пятиактную драму «Пеллеас и Мелизанда» («Pelléas et Mélisande»), которая принесла ему широкую известность за пределами Бельгии и Франции. Эта драма вдохновила на создание музыкальных произведений таких композиторов, как Клод Дебюсси, Ян Сибелиус, Арнольд Шёнберг.
Будучи символистом, М. Метерлинк решил испытать свои силы в кукольном театре, где было проще обыграть символику произведения. В 1894 году он создал три пьесы для марионеток: «Алладина и Паламид» («Alladine et Palomides»), «Там, внутри» («Intérieur») и «Смерть Тентажиля» («La Mort de Tintagiles»). Этим трём пьесам уже не присуща атмосфера трагизма, свойственная первым драматическим произведениям писателя. С этих произведений начался постепенный отход Метерлинка от его философии, согласно которой всем руководят невидимые и роковые силы, которым человек не в силах противостоять.
В 1895 году Метерлинк познакомился с Жоржеттой Леблан, французской актрисой и оперной певицей, которая на двадцать три года стала его спутницей. Вместе с ней он навсегда покинул Гент и переехал во Францию (1896). С этого момента начался второй период творчества писателя, характеризующийся постепенным отходом от мистицизма. От новых произведений Метерлинка уже не веет ощущением полной безысходности, а главных героев его пьес сложно назвать марионетками, которых дёргают за верёвочки.
Новый этап творчества писателя начался с пьесы «Аглавена и Селизетта» («Aglavaine et Sélysette», 1896). Как и в других произведениях Метерлинка, в этой пьесе нет счастливого конца. Селизетта, главная героиня пьесы, гибнет, но это дело рук не Неизвестного вершителя человеческих судеб, а самой героини, жертвующей собой во имя любви.
В 1899 году была опубликована пьеса «Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение» («Ariane et Barbe-Bleue»). Вновь писатель обратился к сказочному сюжету: на этот раз на создание произведения Метерлинка вдохновила сказка Шарля Перро «Синяя Борода».
В конце XIX — первом десятилетии XX века Морис Метерлинк начал работать над метафизическими эссе и трактатами. В 1896 году появился его трактат «Сокровище смиренных» («Le Trésor des humbles»), в котором изложена поэтика метерлинковского «статического» театра «молчания» (или «ожидания»). В 1898 году писатель опубликовал работу «Мудрость и судьба» («La Sagesse et la destinée»), которая положила начало циклу философских эссе о проблемах познания и этики. В 1900 году вышел труд Метерлинка «Жизнь пчёл» («La Vie des abeilles»). Впоследствии он ещё не раз писал книги натурфилософского характера, в которых тонкие наблюдения за жизнью насекомых и растений неотделимы от размышлений о развитии человеческого общества. Это произведения «Разум цветов» («L’Intelligence des fleurs», 1907), «Жизнь термитов» («La Vie des termites»,1926), «Жизнь муравьёв» («La Vie des fourmis», 1930).
В 1902 году Метерлинк создал пьесу «Монна Ванна» («Monna Vanna»), действие которой разворачивается в Пизе конца XV века. В 1903 году появилась пьеса «Чудо Святого Антония» («Le Miracle de saint Antoine») — сатира на современный мир. В том же году была создана пьеса «Жуазель» («Joyzelle»), в которой говорится о высшей, неэгоистической форме любви, о самопожертвовании.
В 1907 году Морис Метерлинк вместе с Жоржеттой Леблан поселился в Нормандии, превратив в свой дом старинное аббатство Сент-Вандрий. Именно там, в 1908 году, он написал феерию «Синяя птица» («L’Oiseau bleu»), которая считается вершиной его творчества.
«Синяя птица» — это авторская интерпретация нескольких сказочных мотивов, главная цель которых — рассказать о трудном пути человека к правде и добру, произведение чрезвычайно многоплановое, адресованное одновременно детям и взрослым. В пьесе затрагивается множество тем: о важности познания мира, о жизни в гармонии с природой, о выборе между материальными благами и духовными и др. А счастье совсем не обязательно искать далеко — оно может оказаться рядом, достаточно только научиться видеть суть вещей, чтобы разглядеть его в простых Домашних Блаженствах, в Великой Радости Материнской Любви, в заботе о другом человеке.
Через десять лет после «Синей птицы» М. Метерлинк написал её продолжение — феерию «Обручение» («Les Fiançailles», 1918). По сюжету шестнадцатилетнему Тильтилю предстоит выбрать себе невесту. В поисках невесты юноша отправляется в Обитель Предков и Обитель Детей, которым ещё только предстоит родиться.
В 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Вскоре после этого М. Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но писатель отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства. Помимо Нобелевской премии, Метерлинк получил и другие награды — почётную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден меча св. Иакова (1939). А в 1932 году король Бельгии Альберт I пожаловал писателю титул графа.
В 1919 году Метерлинк женился на молодой актрисе Рене Даон, с которой он познакомился ещё в 1910 году на репетициях «Синей птицы». Супруги не расставались до кончины писателя.
В последние годы жизни М. Метерлинк создал ряд менее значительных пьес, а также продолжил написание философских эссе и трактатов.
В 1930 году Метерлинк приобрёл роскошную резиденцию в Ницце, получившую название «Вилла Орлармонда».
Начало Второй Мировой войны застало чету Метерлинков в Португалии, где к писателю благоволил диктатор Антониу Салазар. Но натиск гитлеровцев, обрушившихся на Бельгию и Францию, начал представлять угрозу и для Португалии. В целях безопасности Метерлинк счёл нужным покинуть Португалию и уехать в США вместе со своей супругой и её родителями. В Америке они прожили всю войну.
Во Францию чета Метерлинков вернулась только в августе 1947 года. Супруги вновь поселились на своей вилле в Ницце. Там Морис Метерлинк и умер 6 мая 1949 года от сердечного приступа. Последним произведением, которое он написал, стали мемуары, опубликованные в 1948 году под названием «Голубые пузыри» («Bulles bleues»).
Морис Метерлинк / Книги
О жизни и творчестве
Награды, премии
Морис Метерлинк / Экранизации
По материалам сайта ПроДетЛит