Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
14.11.2020
Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в Швеции, на хуторе Нэс около города Виммербю, в семье фермеров Самуэля Августа и Ханны Эрикссон. Об отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, адресованной не детям, – «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта» (впервые опубликована в журнале в 1972 году; на русском языке впервые издана в 1993-м). Условия, в которых росла Астрид, во многом повлияли на развитие её творческих способностей. Играя и наблюдая за младшими членами семьи, она сформировала особый взгляд на воспитание и детскую психологию.
Шутки, сказки, истории, которые Астрид Линдгрен слышала от отца и от друзей, позже легли в основу её собственных произведений. Уже в начальных классах будущая писательница демонстрировала литературные способности, её сочинение «Жизнь в нашей усадьбе» в классе зачитали вслух, а затем напечатали в местной газете «Vimmerby Tidning».
После окончания средней школы шестнадцатилетняя девушка устроилась младшим репортёром в местное издание. В 1926 году она родила сына от владельца этой газеты Райнхольда Блумберга, который в то время был женат. Ребёнка пришлось оставить в приёмной семье на три года. Об этом решении Астрид Линдгрен жалела всю жизнь, поэтому образ одинокого и покинутого ребёнка не раз появлялся в её произведениях: усыновленный Мио («Мио, мой Мио», 1954), осиротевшая Пеппи («Пеппи Длинныйчулок», 1945) и Расмус из книги «Расмус-бродяга» (1956).
Астрид уехала в Стокгольм в поисках работы, надеясь вернуть сына. В 1931 году она вышла замуж за главу Королевского общества автомобилистов Нильса Стуре Линдгрена, родила дочь Карин и забрала из приёмной семьи сына Ларса, которого впоследствии её муж усыновил. Астрид стала домашней хозяйкой, полностью посвятив себя заботам о детях и муже.
Первым опубликованным произведением Астрид Линдгрен стала повесть «Бритт-Мари изливает душу». В 1944 году Линдгрен приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, который объявило малоизвестное тогда издательство «Рабен и Шёгрен». Астрид получила вторую премию за повесть о Бритт-Мари и заключила договор на публикацию книги.
В 1945 году вышла из печати первая книга о Пеппи Длинныйчулок. Появилась эта героиня несколькими годами ранее – в 1941-м. По словам писательницы, произошло это благодаря её дочери Карин. Девочка серьёзно болела, и Астрид каждый вечер перед сном рассказывала ей разные истории. Однажды Карин попросила рассказать о Пеппи Длинныйчулок – имя она придумала тут же, с ходу. И Астрид стала сочинять истории про девочку, которая ничего не боится и не подчиняется общепринятым правилам. Пеппи совершенно не соответствовала идеалу шведской девочки 1940-х годов – добродетельной, послушной и трудолюбивой. Пеппи Длинныйчулок воплощала мечту ребёнка о вседозволенности. Создание столь вызывающего образа было продиктовано новаторскими идеями того времени в области детской психологии и педагогики: Линдгрен выступала за то, чтобы при воспитании учитывались чувства и мнение ребёнка.
В том же 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен», в котором впоследствии выходили все её книги. Она работала там вплоть до выхода на пенсию в 1970 году. Высокая занятость в издательстве и домашние обязанности не мешали Астрид Линдгрен создавать собственные произведения. Особенно продуктивным оказался период 1940–1950 годов. Тогда Линдгрен завершила трилогию о Пеппи Длинныйчулок, написала три повести о детях из Бюллербю («Мы все из Бюллербю», 1947; «Снова о детях из Бюллербю», 1949; «Весело живётся в Бюллербю», 1952), два сборника сказок, сборник песен, четыре пьесы и две книжки-картинки.
В 1946 году была опубликована первая повесть о сыщике Калле Блумквисте («Калле Блумквист играет»); с ней Астрид Линдгрен впервые победила на литературном конкурсе. В 1951 году последовало продолжение, «Калле Блумквист рискует» (на русском языке обе повести были изданы в 1959 году под названием «Приключения Калле Блумквиста»), а в 1953 году – завершающая часть трилогии, «Калле Блумквист и Расмус» (переведёна на русский в 1986-м). «Калле Блумквистом» Линдгрен хотела заменить триллеры, пропагандирующие насилие.
В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх сказочных повестей – «Мио, мой Мио!». Важная задача детской книги, по мнению Линдгрен, состоит в том, чтобы нести детям утешение и помогать преодолевать тяжёлые ситуации. Она вела переписку с детьми и взрослыми, получая тысячи писем. В 1971 году ей написала 12-летняя девочка Сара Юнгкранц (в замужестве Швардт), письмо которой начиналось с вопроса: «Хотите сделать меня СЧАСТЛИВОЙ?». Оно стало началом долгой тайной переписки, которая была опубликована в книге «Ваши письма я храню под матрасом» (автор Сара Швардт) через несколько лет после смерти писательницы.
В 1955 году Астрид Линдгрен издала первую книгу будущей трилогии о Малыше и Карлсоне. За перевод на русский язык взялась Лилианна Лунгина. Первую часть советские дети прочитали через два года после того, как она вышла в Швеции, вторую – спустя шесть лет после оригинального издания в 1962 году, а третью, заключительную, в 1974-м. Астрид Линдгрен считала воображение важнейшей способностью человечества, поэтому своими книгами старалась помочь детям поверить в их способность творить чудо. Но чудо в произведениях Линдгрен всегда рождается из реальности, как, например, в истории о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше.
В 1963–1986 годах Астрид Линдгрен работала над циклом «Эмиль из Лённеберги», в который вошли шесть книг и две книжки-картинки о новом персонаже – сорванце Эмиле Свенсоне. Линдгрен писала о нём и позже, с 1989 по 1997 год. В начале 1980-х годов Линдгрен представила публике новое произведение – сказку «Рони, дочь разбойника» (1981).
Всего за годы творчества Астрид Линдгрен создала около 80 произведений: 41 книжку-картинку и 34 «обычные» книги. Они переведены почти на 100 языков, а их суммарный тираж превышает 150 млн экземпляров. По ним сняты художественные и мультипликационные фильмы, созданы театральные постановки.
В 1958 году Астрид Линдгрен была присуждена самая престижная международная награда в области детской литературы – золотая Медаль Х. К. Андерсена (Hans Christian Andersen Awards). В 1979-м благодаря повести «Братья Львиное сердце» (1973) Линдгрен стала лауреатом Международной литературной премии имени Януша Корчака. Также Астрид Линдгрен дважды удостоена золотой медали Иллис Кворум за выдающиеся заслуги в шведской культуре (1978, 1985).
Достижения Астрид Линдгрен в области благотворительности были отмечены в 1978 году Премией Мира немецкой книготорговли (Der Friedenspreis des Deutschen Buchhandels). Речь А. Линдгрен «Нет насилию!», произнесённая на церемонии вручения премии, способствовала принятию первого в Европе закона о защите прав ребёнка. В 1988 году Линдгрен была присуждена медаль Альберта Швейцера, учрежденная американской организацией защиты животных Animal Welfare Institute.
«Жить надо так, чтобы примириться со смертью», – писала Астрид Линдгрен. Её не стало в возрасте 94-х лет в январе 2002 года в Стокгольме. Похороны прошли в Виммербю. В том же году правительство Швеции учредило международную Мемориальную премию Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren Memorial Award – ALMA). Премия, в денежном исчислении равная Нобелевской, присуждается ежегодно за выдающиеся достижения в детской литературе.
Диафильмы
В 2020 году книге о Пеппи Длинныйчулок исполнилось 75 лет.
Фото: Рукопись книги про Пеппи, подаренная Астрид Линдгрен дочери Карин 21 мая 1944 года / Jacob Forsell/Astrid Lindgren AB
Первая экранизация книги появилась в Швеции в 1949 году. Советский режиссер Маргарита Микаэлян дала Пеппи экранную жизнь в 1984 году. В фильме «Пеппи длинныйчулок» снимались известные советские актеры, но, конечно, главной звездой картины стала школьница Света Ступак, сыгравшая Пеппи. Она превосходно справилась с этой непростой ролью. «Пеппи Длинныйчулок» - фильм музыкальный, здесь много чудесных песен, написанных композитором Владимиром Дашкевичем.
Серия 1
Серия 2
Источники: сайт ПроДетЛит, Культура.РФ