Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
24.04.2023
Смоленская земля – родина многих знаменитых людей – поэтов, писателей, учёных, героев войн. Биографии прославленных земляков изучают не только специалисты, но и школьники. Однако, далеко не все смоляне знают, как много известных людей соприкасались своими судьбами со Смоленщиной, хотя они здесь и не родились.
Михаил Михайлович Пришвин в один из непростых периодов своей жизни (1920–1921 гг.) тоже оказался на смоленской земле. И хоть срок пребывания писателя здесь был небольшим – один год и восемь месяцев – дни эти были наполнены активной, новой для него деятельностью и философскими размышлениями.
Подробности жизни М. М. Пришвина в смоленский период внимательно изучают на кафедре литературы Смоленского государственного университета. Специалисты кафедры разработали и активно участвуют в историко-просветительском онлайн-проекте «Смоленский текст: пришвинские главы», поддержанном фондом «История Отечества». Материалы их исследований, выступления на научных конференциях, статьи, опубликованные в смоленской прессе, тщательно собираются сотрудниками информационно-библиографического отдела Смоленской областной библиотеки для детей и молодежи. В рамках Областного дня чтения, посвящённого 150-летию со дня рождения М. М. Пришвина, хотим поделиться этими материалами. Возможно, они откроют новые, еще мало изученные страницы жизни писателя.
После того как осенью 1918 года семейство Пришвиных было изгнано восставшими крестьянами из только что построенного дома в Елецком уезде Орловской губернии, жена Пришвина Ефросинья Павловна Смогалева (урождённая Бадыкина) с младшим сыном Петей отправилась на родину в Смоленскую губернию.
По словам исследователя М. М. Варламова, поначалу устроиться ей помог знакомый писателя, его коллега по перу И. С. Соколов-Микитов, детские годы которого также прошли в Дорогобужском уезде (кстати, именно Иван Сергеевич подметил похожесть курчавого Пришвина на цыгана).
Михаил Михайлович со старшим сыном Лёвой, прожив ещё год в Ельце, летом 1920 года присоединился к супруге. Ехал на Смоленщину он с мрачными мыслями, с насторожённым отношением к русскому мужику, с надеждой на скорый отъезд. За плечами был немалый жизненный опыт, занятия писательским трудом и фольклором, работа агрономом, корреспондентом, библиотекарем, экспертом по вопросам археологии, секретарём в Министерстве торговли, знакомство с известными людьми, членство в Географическом обществе, работа учителем географии в Елецкой гимназии. В сборах оказали помощь приятели с положением в обществе: А. В. Луначарский, выписавший мандат на собирание фольклора, Н. А. Семашко, давший заядлому охотнику справку на получение шести фунтов пороху. На тюке с вещами писателя было написано: «Фольклор, продукт ненормированный».
Смоленская глубинка привлекала писателя возможностью побыть наедине с собой в общении с природой («никогда не было так тесно среди людей», «небо и лес со мной»), вдоволь поохотиться, попробовать себя роли учителя.
«Мне представилось, что если я там буду учить деревенских ребят, то, может быть, это будет так же интересно, как и писательство», – пишет он в автобиографическом произведении «Охота за счастьем» (1926). Что ждало купеческого сына, писателя в смоленской глуши? Голод, холод, бытовая неустроенность, болезни, ухудшение отношений с женой, подтрунивание мужиков над «антиллигенцией», мужицкое презрение и недоверие к «образованному».
Время в стране было сложное, позднее писатель напишет: «Не было у меня в то время ясного сознания для действия». Возможно, поэтому он записался в крестьянское сословие, что ничего, кроме скепсиса, не могло вызвать у местных жителей. «Деревня – мешок злобно стукающих друг о друга костей», – записано в дневнике писателя.
Из «Охоты за счастьем»: «В деревне Следово нас встретили недружелюбно. … квартиры себе найти мы нигде не смогли. Мы поселились в одном лесном сенном сарае».
Но Пришвин сможет убедиться, что, видя добро, идущее от человека, русский мужик умеет быть благодарным. Только тем, что давала охота, прокормиться было невозможно – писатель, запасшись списком родственников жены, навещал то одних, то других, представлялся, и, несмотря на то, что «каждый кусок хлеба, каждый глоток молока были на счету», гостеприимные хозяева принимали, кормили и давали с собой. Зимовать в сенном сарае было невозможно, и Пришвин отправился в Дорогобуж в отдел народного образования, где «в 5 минут получил назначение учителем (шкрабом) в одну школу, расположенную ещё вёрст на 10 дальше от города». Это произошло 1 августа 1920 года, а уже 6 августа Пришвины поселились в Алексине, прямо в усадебном доме Барышниковых. Из дневника писателя: «Алексино – громадная усадьба, из конца в конец, от школы до больницы, идёшь почти час, и всё почти берегом озера, окружённого сплошной кущей вековых деревьев».
Школа второй ступени, в которой обучались 45 учащихся, была открыта 5 сентября 1919 года стараниями Елены Сергеевны Лютовой, которая ещё ранее со своей сестрой Александрой преподавала в местной школе первой ступени. И хотя усадьба первоначально находилась в ведении комиссии по охране памятников искусства и старины, имела охранную грамоту от 5 марта 1920 года как высокохудожественный памятник зодчества XIX века, о хорошей сохранности её уже тогда говорить не приходилось.
Из «Мирской чаши» узнаём, что заселение дворца началось с детской колонии, которая поначалу была в восточной части первого этажа, затем перебралась в западную, на её месте разместилась школа, затем они перешли на второй этаж, а на первом расположился Культком, но и он вскоре перешёл на этажи выше, а первый этаж продолжали заселять прочие организации. «Пять комнат на втором этаже, однако, были нетронуты» – это был музей усадебного быта, созданный по инициативе уездного уполномоченного Н. И. Савина.
Писатель в качестве учителя русской словесности был находкой для сельской глубинки, да и сам он смотрел на учительство как «на последний якорь спасения», но бытовые проблемы и здесь не отступали. Коллеги Михаила Михайловича имели какое-никакое хозяйство, а у него не было ничего. Часто ему приходилось подменять других учителей, чтобы те могли заняться огородом – а как иначе? Вот дневной рацион Пришвина: утром чёрный хлеб с горячей водой, подкрашенной жжёной рожью, в обед бураки с картошкой, вечером при лучине повторение бураков. За месяц работы он получал восьмушку махорки, две коробки спичек и шесть фунтов овса. Городским шкрабам бесплатно выдавали кислую капусту, а сельский учитель и этой привилегии был лишён.
Работать учителем Михаилу Михайловичу действительно понравилось, он даже принял участие в съезде учителей II ступени. «Есть ли на свете дело лучше учителя в школе? Глаза, как звёзды, горят в ожидании слова». Да и благодарность родителей была налицо – посетив дом ученика, учитель не уходил голодным и с пустыми руками, а крестьянин Е. И. Барановский, увидав осенью писателя идущим на охоту в болото в калошах на босу ногу, подарил совершенно новые сапоги. «Я был хаотичен, но талантлив, как начинающий. … Отцы уважали за мужской пол, за возраст (48 лет), за бороду», – описывает своё учительство Пришвин в «Охоте за счастьем». Он получил «высшую награду – любовь детей».
Со своими учениками Пришвин занимался краеведением, считая его важным в воспитании народного сознания. 14 сентября 1920 года писатель был принят в члены Дорогобужской уездной комиссии по делам музеев. Н. И. Савин, дорогобужский краевед, предложил кандидатуру шкраба на должность заведующего местным музеем. Писатель пробыл на этой должности с 5 марта по 29 ноября 1921 года. В школе не было библиотеки, наглядных пособий – экспонаты музея помогали ему в организации уроков. Он проводил экскурсии по экспозиции для местных жителей и приезжих из города.
Жизнь Пришвина была сравнима с судьбой Робинзона на острове… Он говорит о своей жизни: «Подземно-затаённая, как у деревьев, занесённых снегом». «Как я опустился в болото! … Ничего не читаю, ничего не делаю», – пишет он. Иногда он выбирался в уездный центр: «Выкопал в Дорогобуже Ремизова, Городецкого».
В то же время полуголодный писатель не уставал любоваться природой, ходил на охоту, фотографировал. «Писатель-географ» (так его назвал профессор Ю. Г. Саушкин) восхищался местной первозданной природой: «Найдёшь себе кочку величиною со стол, и в неё как в постель, только руками поводишь, гребёшь в рот клюкву, чернику, бруснику – кум королю!» – пишет он о болоте Чистик, в районе которого охотился. Кстати, в «Мирской чаше» он поясняет, что чистиками называют все питающие реку мхи, и высказывает мнение о том, что на территории нужно создать заповедник.
Смоленский период своей жизни писатель отразил в философской повести «Мирская чаша» («Раб обезьяний»), рассказах «Охота за счастьем», «Школьная робинзонада». Всё это время Пришвин, не прекращая, вёл дневники, в которые записывал свои философские раздумья. В Алексине он наконец понял, как надо писать: рассуждения не должны мешать, «надо отделаться от мысли и просто описывать виденное».
6 августа. Мы переехали в Алексино: перешли, а вещи переехали. И мы стали грызть кость барского быта.
Чем отличается краеведение от других прикладных наук, например, от сельского хозяйства? Сельскохозяйственная наука направлена на улучшение жизни человека, через улучшение пород скота, земли и т. д. А краеведение на улучшение породы самого человека непосредственно влиянием на его сознание.
Наша задача показать труженику земли, что в точке приложения его труда пересекаются меридианы и параллели всего земного шара, что каждую его личную точку земли можно провести его личным меридианом и его личную параллель по всему земному шару...
17 августа. Завершился пятилетний круг моей хрущевской жизни, и я возвратился опять к лесам, и опять нет ничего, а небо и лес со мною...
Первое начало осени, начало августа, овес докашивают, еще зеленые леса, погода стойкая, а петух чуть увидит облако, кричит по-осеннему...
22 августа. Алексино – громадная усадьба, из конца в конец, от школы до больницы, идешь почти час, и все почти берегом искусственного озера, окруженного сплошной кущей вековых деревьев. На озере есть островок, и там на деревьях живут аисты, а в домике на озере лебеди, и павлины ходят по берегу. Барский особняк выходит одной стороной на озеро, другой в парк — большое трехэтажное здание с колоннами. Парк просторный, в нем свободно разбросаны группами и в одиночку вековые деревья. Теперь в парке пасут коров, и мальчики жгут костры. Озеро начинает вытекать понемногу: видно, спуск испортился, и некому починить. В особняке живет детская колония и устраивается школа 2-й ступени.
3 сентября. Я – заведующий Алексинским усадебным музеем.
4 сентября. Настоящий Великий пост: утром черный хлеб с горячей водой, подкрашенной жженой рожью, в обед бураки с картошкой, вечером при лучине повторение бураков.
8 сентября. Слушаю одну музыку – ветра в лесу. Да вот еще рано утром до света слушаю, как моя кровь по телу бежит, и если дождь на дворе, слушаю, как вода по земле поплескивает. И думаю: кровь по телу, а вода по земле, кровь и вода, тело и земля...
21 сентября. Рылся в письмах Барышниковых полдня...
29 октября. Стоят морозы в 4–5° с ветром и легкой порошкой. Волки все наглеют. При помощи маленького огонька на блюдечке боремся с тьмою, а ведь до солнцеворота еще прибавится тьма на 2 '/2 часа.
1 ноября. Какого-нибудь иностранного критика интересует в моем произведении только стиль мой, но меня делает автором не стиль мой, а уверенность, что изображенное мною существует в жизни, и в этом открытии жизненного я нахожу и ценность, и гордость свою, как автора нового произведения.
11 ноября. Вчера подул теплый ветер и растаяла зима. Черная оттепель. Темно, и белая муть над бездною. Ужасный месяц: в такое время умер Толстой, мать умерла...
С вечера, как затихло, мерно забила одна капля, падающая с крыши тяжело вниз, и на всю ночь, уснул под звук её и проснулся. Потом к этому смертному звуку присоединился стук полена, весёлый, радостный: это друг мой сторож готовит дрова. Рассветает мутно над черною бездною.
Этой ночью я долго вырубал огонь; когда затлелся фитиль, я стал дуть на уголь, и когда уголёк затлел, я приложил к нему тонкую лучину, долго дул и наконец вздул огонь — о, радость! в эту минуту внизу стукнуло звонко полено, значит, сторож проснулся и скоро рассвет.
13 ноября. Культура – это мировая кладовая прошлого всех народов, и того именно прошлого, которое входит в будущее и не забывается... так что культура – это дело связи народов и каждого народа в отдельности с самим собою.
Будущее – это ворота, через которые выходит прошлое переживание.
20 ноября. Сегодня на уроке краеведения я рассказывал детям о почитании славянами Перуна и других языческих богов. После урока один мальчик подошёл ко мне и спрашивает:
– А ти есть бог, Михаил Михайлович?
– Спроси, – говорю, – своих родителей.
– А я спрашивал.
– Ну?
– Матка говорит, есть, а батька – нетути. Как вы скажете?
– Скажу, – отвечаю, – тебе «есть бог!», ты мне не поверишь, скажу «нет!» – будет неправда. Учись и узнаешь сам.
19 марта 1922 года Михаил Пришвин покинул Смоленщину, «Робинзонада» закончилась. Позднее он скажет о смоленском периоде жизни как о «наиболее достойном, какой только в жизни бывал».
В Дорогобужском историко-краеведческом музее, ведущем свою историю с 1918 года, есть отдельный стенд, посвящённый пребыванию М. М. Пришвина на дорогобужской земле. Наибольший интерес у посетителей вызывают фотографии старого города, по которому ступала нога известного писателя, и его скульптурное изображение в дереве работы мастера С. А. Лонка, попавшее в местный музей из Дома литераторов.
Заслуживает внимания и тот факт, что наш земляк, знаменитый скульптор С. Т. Конёнков в течение многих лет близко общался с М. М. Пришвиным, так как они были соседями, когда жили в деревеньке Дунино под Звенигородом. В автобиографической книге «Мой век» Сергей Тимофеевич пишет: «Как-то в разгар лета меня потянуло навестить знакомые места под Звенигородом. Помните деревеньку Дунино, рассуждения мужиков о неудачной войне с Японией, о царских «винополиях»? Это было накануне грозных событий девятьсот пятого года.
В знакомом месте я застал писателя Михаила Михайловича Пришвина.
Редкостный знаток природы, поэт – Пришвин давно был дорог мне.
Пришвинская философская проза на всех действует благотворно; она очищает, осветляет душу. Встреча с живым писателем оставила по себе впечатление тихого солнечного утра. Михаил Михайлович был великим тружеником, человеком, одарённым абсолютным зрением и тонким слухом, был художником.
Для того, чтобы не «заржаветь», художник должен как зеницу ока хранить своё нравственное здоровье, всю полноту чувств. Художник должен быть окрылён. Таким был Пришвин.
На могиле Пришвина стоит изваянная из камня «Птица Сирин». Птица Сирин в древней русской мифологии – символ счастья. Когда я думал о памятнике поэту природы, то явно представлял себе: ведь каждая строчка Пришвина вечно будет дарить людям счастье».
Смоленские краеведы всегда проявляли большой интерес к личности и творчеству М. М. Пришвина, хотя он не является нашим земляком. Это объясняется тем, что небольшой, но очень значимый период своей жизни писатель провёл на Смоленщине. Он приехал в Дорогобужский уезд, на родину жены, в августе 1920 года и пробыл там до марта 1922 года. Всё, что касается этого периода жизни писателя, тщательно изучают филологи Смоленского Государственного университета.
В Литературном музее СмолГУ хранятся копии публикаций М. Пришвина из периодики первой половины 20-х годов: журналов «Красная новь», «Москва», «Россия», «Новая Россия», «Город и Деревня», «Народный учитель». В очерках «Голубиная книга», «Жильцы», «По градам и весям» заметны отсылки к дорогобужскому опыту писателя. Публикации «Шкраб» и «Солнечный круг» содержат фрагменты «Мирской чаши». Полностью, без купюр повесть была напечатана лишь в 1990 году.
В фокусе большинства публикаций кропотливая реконструкция жизни писателя на Смоленщине и ее изображение в художественных произведениях автора. Так З. Я. Вершута в очерке «Страница из жизни М. М. Пришвина», вышедшем в книге «Смоленский край в истории русской культуры», описывает опыт Пришвина-педагога на дорогобужской земле, попутно подтверждая реальные факты выдержками из «Школьной робинзонады» писателя. При этом автор публикации даёт развернутые представления о месте краеведения в жизни Пришвина, его краеведческих методах в работе учителя.
Еще шире, с привлечением архивных материалов из фондов Государственного архива Смоленской области (ГАСО), о деятельности Пришвина-педагога рассказывает известный смоленский краевед-исследователь, писатель, историк М. Н. Левитин. В своих статьях «Пришвин-педагог», «Пришвин в Алексине» (в трёх частях) он создаёт портрет разностороннего педагога, активно обращающегося к окружающей среде в своей учительской практике. Статьи М. Левитина подчас становятся настоящими краеведческими расследованиями. Благодаря архивным находкам ему удается пролить свет на неизвестные факты из жизни писателя. Долгие годы архивиста волновал исследовательский вопрос о неожиданном отъезде Пришвина из Алексина. В журнале «Край Смоленский» за июнь 1992 года он впервые полностью публикует докладную записку, проясняющую мотивы писателя.
Неоднократно заметки и статьи о Пришвине писал краевед, журналист, преподаватель СГПИ им. К. Маркса М. Е. Стеклов. Ему принадлежит статья о писателе в энциклопедии «Смоленская область. Персоналии», а также публикации о Пришвине как педагоге-новаторе в журнале «Край Смоленский».
Помимо педагогической и писательской деятельности, Пришвина со Смоленском связывала музейная работа – он был одним из организаторов музея усадебного быта в селе Алексине Дорогобужского уезда, бывшем имении Барышниковых. Г. Ф. Симакина в своей статье «Материалы к истории Музея усадебного быта в Алексине» на основе архивных документов приводит полный перечень экспонатов музея, которые Пришвин активно использовал в школьной практике.
Вклад писателя в организацию музея с позиции искусствоведа рассматривается в заметке Л. Журавлевой «Пришвин – хранитель музея».
За впечатлениями в Алексино. – Текст : непосредственный // Смоленская газета. – 2019. – 16 октября. – С. 8. – (Хранители истории).
Конёнков С. Т. [Редкостный знаток природы Михаил Михайлович Пришвин]. – Текст : непосредственный // Мой век / С. Т. Конёнков. – Москва : Политиздат, 1971. – С. 324-325.
Левитин М. М. Пришвин – педагог. – Текст : непосредственный // Неизвестное об известных / М. Н. Левитин, Д. И. Будаев. – Смоленск : Маджента, 2003. – С. 258-265.
Левитин М. Михаил Пришвин в начале двадцатых. – Текст : непосредственный / М. Левитин // Вдохновение. – 1998. – № 4. – С. 8.
Самусёва Т. «Каждая строчка Пришвина вечно будет дарить людям счастье». – Текст : непосредственный / Татьяна Самусёва // Смоленская газета. – 2023. – 15 февраля. – С. 19. – (Литературная Смоленщина).
Самусёва Т. О смоленской «робинзонаде» Пришвина . – Текст : непосредственный / Татьяна Самусёва // Смоленская газета. – 2022. – 20 июля. – С. 18-19. – (Краеведение).
Сергученкова М. Алексино: от рассвета до заката. – Текст : непосредственный / Марина Сергученкова // Смоленская газета. – 2012. – 7 ноября. – С. 27. – (История).