Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

Владимир Сутеев

05.07.2023

5 июля 1903 года в семье врача родился детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор Владимир Георгиевич Сутеев. Его отец интересовался очень многим: пел в концертах в Благородном дворянском собрании, увлекался живописью, много читал своим детям вслух.

Владимир Георгиевич вспоминал: «Я и сейчас, на девятом десятке, помню свои самые первые книжки. Одной из самых первых, прочитанных самостоятельно, был «Таинственный остров» Жюля Верна».

Когда Владимиру и его брату было лет пять-шесть, отец прочел им «Пикквикский клуб» Ч. Диккенса. Читал он им и «Вий» Гоголя. «Страшно было очень» признавался писатель.

Владимир с братом любили рисовать: «Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе – и двойки, и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались».

Работать Сутеев начал уже в 14 лет. Он рисовал диаграммы для выставок здравоохранения и дипломы для победителей спортивных соревнований, а также подрабатывал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале и инструктором физкультуры в младшей школе. Позднее В. Сутеев поступил в высшее техническое училище на инженерно-строительный факультет, но очень скоро оставил его и перешел в государственный институт кинематографии, на декоративный факультет.

Так он стал одним из первых советских художников-мультипликаторов. Его первый рисованный фильм – «Китай в огне». Одновременно он печатался в московских газетах и журналах, в том числе «Пионере», «Мурзилке», «Дружных ребятах».

С 1936 года стал работать режиссером на киностудии «Союзмультфильм», создал детские мультфильмы «Шумное плавание», «Муха-цокотуха» (1937, 1941).

Владимир Григорьевич был на фронте, прошёл всю Великую Отечественную войну, во время которой поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». Участвовал в Белорусской операции и боях на Юго-Западном фронте, был в окружении.

А после войны преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». В первый послевоенный год создал фильм «Веселый огород» и ушел в Детгиз: «Пришлось многое осваивать заново, работа в книге требует многих навыков. Мало нарисовать хорошую картинку, нужно уметь построить книгу, чтобы интересно было ее рассматривать».

Сутеев одинаково хорошо управлял как левой, так и правой рукой. «Я пишу правой рукой, а рисую — левой, и правая рука хорошо знает, что делает левая», — рассказывал он. Эта способность всегда приводила в восторг детей. Художника часто приглашали выступать с лекциями в школы. Он брал мел и одновременно рисовал на доске двух «зеркальных» собачек — левой и правой рукой.

Очень долго литературная критика не признавала Сутеева-писателя. Многим казалось, что он только художник, а подписи под его картинками ничего существенного не добавляют. Это очень обижало Владимира Георгиевича. Он уже давно был не только художником, но и писателем. О его первой книжке «Две сказки про карандаш и краски» (1952) тепло отозвался К. И. Чуковский. Правда, после этой рецензии критики по-прежнему молчали, не признавая за Сутеевым права на литературное творчество. А он продолжал писать и одновременно рисовать свои книги. Вскоре вышла книга «Мешок яблок». В ней рассказывалось о зайце, который накормил голодных зверей, а они в свою очередь тоже помогли ему. Книжка эта – о взаимопомощи, о том, как добро всегда родит добро.

Сказки Сутеева поэтичны и добры. В них фантазии переплетается с реальностью. Сказки написаны для самых маленьких, поэтому они откровенно дидактичны: в сказке «Под грибом» прославляется взаимовыручка, в сказке «Умелые руки и капризная кошка» – смекалка. О том же – «Палочка-выручалочка».

Владимир Георгиевич рассказывал: «Мне часто задают вопрос: скажите, как вы выдумываете свои сказки? Что рождается раньше – рисунок или текст? Думаю, что на этот вопрос не может быть ответа, так же, как и на вопрос «Что было раньше - курица или яйцо». И лукаво добавлял, раскрывая свой «производственный секрет»: «Я пишу правой рукой, а рисую левой, и правая рука хорошо знает, что делает левая».

Рассказывая читателям о разных животных, писатель знает, как любят малыши подражать языку птиц и зверей. И когда щенок обегает весь двор в поисках того, кто сказал «мяу», читатели радуются, что эту загадку разгадали раньше глупого щенка и тем самым закрепили первый жизненный опыт.

Персонажи Сутеева думают, по-разному реагируют на происходящие события. И каждый персонаж делает это по-своему: зайцы всегда торопыжки, ежи рассудительны, петухи надменны, кошки капризны.

Именно с иллюстрациями Сутеева на русском языке впервые вышла книга «Приключения Чиполлино», а также сказки Альфа Прёйсена «Веселый Новый год» и Лилиан Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». За свою жизнь Сутеев создал несколько тысяч самых разных работ — от иллюстраций к сказкам и к журналам «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионерская правда» до рисунков для этикеток жестяных банок с мармеладными дольками. Работал он и над диафильмами, например рисовал кадры для «Слоненка» Редьярда Киплинга и «Сказок дядюшки Римуса» Джоэля Харриса.

В. Сутеев много иллюстрировал и книжки других писателей: К. Чуковского, М. Пляцковского, А. Прейсена и других. Его книги переведены на 36 языков мира. Он сценарист и художник более тридцати мультфильмов.

Уже почти девяностолетним стариком, беседуя с корреспондентом журнала «Детская литература», он сетовал: «Есть художники, которые думают, что, мол, детская книга - ерунда. Относятся к ней снисходительно. Но детская книга - это очень серьезно. Веселые вещи, веселые рассказы помогают жить и помогают работать. Они, так сказать, увеличивают производительность труда. Если человек в хорошем настроении, он все делает быстро и хорошо. Значит, и мои книжки «повышают» производительность труда. В этом и есть польза веселых книжек. Чем больше улыбок, тем больше пользы».

Владимир Сутеев был влюблен в художницу «Союзмультфильма» Татьяну Таранович. Однако на момент их встречи она была уже замужем. Сутеев писал ей трогательные письма, рисовал себя и возлюбленную в образах Цыпленка и Утенка. Почти 40 лет он ждал, когда Татьяна согласится выйти за него замуж, и в итоге его мечта сбылась. Они поженились, когда Сутееву было 80, а Татьяне — 67 лет. В браке они прожили 10 лет, до смерти художника в 1993 году.

Произведения В. Г. Сутеева

Кто сказал «мяу». – М.: Малыш, 1992. – 8 с.

Петух и краски. – М.: Малыш, 1974.

Сказки и картинки. – М.: Детская литература, 1992. – 160 с.

Сутеев – художник

БалинтА. Гном Гномыч и Изюмка. – М.: Детская литература, 1988. Михалков С. Щенок. – М.: Детская литература, 1991.

Приключения Пифа. – М.: Детская литература, 1992.

Родари Д. Приключения Чипполлино. – М.: Детская литература, 1992. Чуковский К. Айболит. – М.: Детская литература, 1987.

Литература о жизни и творчестве В. Г. Сутеева

Сутеев В. Кто сказал «мяу» //Детская литература. – 1990. – №6. – С. 60 – 64.

Бегак Б. Искусство, озаренное смехом // Бегак Б. Правда сказки. – М.: Детская литература, 1989. – С. 111 – 117.

Бегак Б. Дети смеются. – М.: Детская литература, 1971. – С. 139 – 142. Ганкина Э. Художник в современной детской книге. – М.: Сов.художник, 1977. – С. 194.

Владимир Сутеев // Острова @Телеканал Культура

Использованные источники:

Тубельская Г. Н. Детские писатели России. Сто имен : биобиблиографический справочник . Ч. 2. М – Я / Г. Н. Тубельская. – Москва : Школьная библиотека, 2002. – 224 с.

Портал Культура.рф 

Назад

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день