Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
21.07.2022
21 июля 1899 года родился Эрнест Миллер Хемингуэй – американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года, автор произведений «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол?», «Праздник, который всегда с тобой», «Старик и море» и многих других.
Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway) родился в семье врача в городке Оук-Парк (штат Иллинойс), закончил среднюю школу, в 1917 г. стал репортером провинциальной газеты. В составе частей Американского Красного Креста он добровольцем отправился на фронт первой мировой войны, служил в санитарных частях итальянской армии, был тяжело ранен и долго лежал в госпитале.
После демобилизации он в 1921 г. отправился в Париж в качестве европейского корреспондента газеты «Торонто дейли стар». Годы литературного ученичества и первых успехов приходятся на «парижский» период жизни писателя, о котором он рассказал в книге воспоминаний «Праздник, который всегда с тобой». Мировая слава пришла к Хемингуэю в конце 20-х гр., когда его рассказы и романы сделали его ведущим писателем «потерянного поколения».
В 1930-е гг. Хемингуэй упорно искал Дело, Идею — то, во что можно поверить и за что можно и нужно сражаться. Он следил за политической обстановкой в мире, о чем свидетельствуют антиимпериалистический памфлет «Кто убил ветеранов войны во Флориде?» (1935), антифашистский фельетон об итальянской агрессии в Эфиопии «Крылья всегда над Африкой» (1936), характеристика верхушки буржуазного общества в романе «Иметь и не иметь» (1937).
Франкистский мятеж в Испании заставил его непосредственно включиться в политические битвы эпохи. Писатель сразу и безоговорочно встал на сторону Испанской Республики. Он на собственные средства снарядил и отправил в Испанию санитарную автоколонну, страстно отстаивал дело Республики, выступая перед своими соотечественниками и на международных форумах, был военным корреспондентом. Его репортажи и рассказы того времени, пьеса «Пятая колонна» (1938) и роман «По ком звонит колокол» раскрывают героический характер национально-революционной войны испанского народа.
После поражения Испанской Республики Хемингуэй выбрал местом постоянного жительства Кубу, страну, которая напоминала ему любимую Испанию. На Кубе, в местечке Сан-Франсиско-де-Паула под Гаваной, он жил с 1939 по 1960 г. в доме, превращенном после его смерти в мемориальный музей.
В годы второй мировой войны Хемингуэй патрулировал на своем катере «Пилар» в водах Карибского моря, выслеживая фашистские подводные лодки, затем отправился военным корреспондентом на европейский фронт.
Вершиной послевоенного творчества Хемингуэя и, как теперь очевидно, своеобразным завещанием художника стала повесть «Старик и море» (1952), через два года после публикации которой Хемингуэю была присуждена Нобелевская премия по литературе.
С середины 50-х гг. здоровье писателя начало резко ухудшаться.
В 1961 году Хемингуэй покончил с собой в городке Кетчум (США).
Посмертно изданы его книга «Праздник, который всегда с тобой» (1964) и роман «Острова в океане» (1970).
Достоянием мировой литературы стали не только идеи, темы и образы книг Хемингуэя но и разработанный им стиль насыщенного психологического письма, получивший в критике название «метод айсберга». Этот стиль особенно очевиден в рассказах, собранных в авторских сборниках «В наше время» (1925), «Мужчины без женщин» (1927), «Победитель не получает ничего» (1932), «”Пятая колонна” и первые 49 рассказов» (1938). Подобно тому как видимая часть айсберга, возвышающаяся над водой, намного меньше основной его массы, скрытой в глубине океана, так и скупое, лаконичное повествование Хемингуэя фиксирует лишь те «внешние» данные, отталкиваясь от которых, читатель проникает в глубины авторской мысли, соприкасается со сложнейшими жизненными коллизиями и открывает для себя художественную вселенную, несоизмеримую по своим масштабам с тем малым, о чем непосредственно говорится в произведении.
В 2000 году отечественный мультфильм, снятый по повести Хемингуэя «Старик и море», получил «Оскар». Его создатель, русский мультипликатор Александр Петров, использовал особую технику «ожившей живописи» (рисование масляными красками по стеклу).
Собрание сочинений: В 4-х т. / Под общ. ред. Е. Калашниковой и др.; Предисл. К. Симонова. — М.: Худож. лит., 1968;
Избранные произведения: В 2-х т. / Сост., вступ. статья, ред. пер. И. А. Кашкина. — М.: Гослитиздат, 1959;
Острова в океане / Пер. Н. Волжиной и Е. Калашниковой; Предисл. Б. Изакова. — М.: Прогресс, 1971. — 441 с.;
Рассказы; Прощай, оружие!; Пятая колонна; Старик и море / Предисл. Б. Грибанова. — М.: Худож. лит., 1972: — 671 с. — (Б-ка всемирной лит.).
Использованные источники:
Эрнест Хемингуэй // Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа, Америка, Австралия : литературно-библиографический справочник / отв. редактор Л. А. Гвишиани. – Москва : Книга, 1980. – С. 541-545.