Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

«И музы в бой вели…»

Как искусство приближало Победу

В годы Великой Отечественной войны одержать победу над фашизмом помогали не только военное мастерство и техника. В сохранении боевого духа бойцов Красной армии важную роль сыграло искусство. Артисты фронтовых театров и концертных бригад, рискуя жизнью, вносили свой вклад в дело борьбы с врагом.

…Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки,
От бомбежки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой…

А. Твардовский. «Василий Тёркин»

Фронтовые театры и бригады

21 июня 1941 года артисты Малого театра во главе с Николаем Александровичем Анненковым играли шефский концерт в красноармейском гарнизоне под Ковелем (Украина). Здесь 22-го июня уже шли бои, и актёры стали фактически передвижной фронтовой бригадой. А 8 августа 1941 года из Москвы на фронт выехала первая концертная бригада, сформированная Центральным Домом работников искусств.

В сентябре 1941 года из группы актеров театра имени Ленинского комсомола был организован фронтовой театр, получивший название «Искра», в октябре были созданы концертные бригады, в состав которых вошли студенты ГИТИСа и училища имени Щепкина. На положение фронтовых бригад и филиалов перешли группа артистов Театра Красной Армии,  Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А. С. Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького и др. К их работе предъявлялись такие требования, как мобильность, готовность и способность работать в непосредственной близости к передовой, играть на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках и блиндажах, на вокзалах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах, окопах, даже по телефону, когда бойцы-связисты не могли отойти от аппаратов. Артисты выступали без занавеса и костюмов. Сценой чаще всего служил деревянный кузов автомобиля с опущенными бортами. Но не только…

С самого начала Великой Отечественной войны и до победного 1945-го концерты на фронте давал руководитель Ленинградского театра эстрады и миниатюр, мастер мгновенного перевоплощения, исполнитель монологов и фельетонов Аркадий Райкин. Тогда же в его выступлениях появились политические сатирические миниатюры, ставшие впоследствии его коньком.

В ноябре 1942 года для поддержания боевого духа бойцов Красной Армии в Москве, в неотапливаемом павильоне, приступили к съёмкам фильма «Концерт фронту» с участием самых популярных артистов страны. Аркадий Райкин исполнил в нём роль киномеханика-конферансье. Киноконцерт был отснят на плёнку и демонстрировался в прифронтовой зоне с помощью портативных кинопроекционных аппаратов.

Концерт - фронту (1942): фильм

После окончания съёмок Аркадий Исаакович попросил направить его с театром на фронт. Позднее он вспоминал: «За четыре года мы проехали много тысяч километров по всем фронтам от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Tихого океана...». Приказом от 25 октября 1945 года артист был награждён орденом Отечественной войны II степени.

Удивительные истории о гастролях своего отца во время войны рассказал сын Аркадия Исааковича –  Константин.

Во фронтовых спектаклях и концертах принимали участие национальные коллективы, представители всех жанров, всех поколений. А быть им приходилось не только артистами, но одновременно и рабочими сцены, и парикмахерами, и костюмерами… В каждом коллективе обязательно выступали баянисты и танцоры.

Фронтовыми театрами становились и театральные коллективы городов, в которые пришла война. Среди них – Смоленский областной театр во главе с режиссёром Е. Асеевым, ставший Театром Западного фронта.

Труппа фронтового театра Смоленской облдрамы
Чеплевский В. Смоленские театры в годы Великой Отечественной войны // С любовью о театральном Смоленске / В. Чеплевский. – Смоленск : Смядынь, 2005. – С. 298-334.

Романенко С. О тех, кто верил... Смоленский театр драмы в годы войны. – Текст : электронный // Страстной бульвар, 10. Российский театр: информация, проблемы, тенденции. – 2020. – № 9. – (75 лет Победы). – URL: http://www.strast10.ru/node/5348 (дата обращения: 03.06.2020).

Свыше 42 000 работников искусств, объединенные в 3685 бригад приняли участие в выступлениях перед бойцами действующей армии. За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч – не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Красной Армией артисты прошли по всем дорогам войны. Свыше трех тысяч работников искусства награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза.

Искусство – солдату: фильм

«Кто сказал, что надо бросить песню на войне…»

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» – эти слова поэта Василия Лебедева-Кумача очень точно передают, с каким нетерпением ждали приезда любимых артистов на передовую солдаты Красной армии, защищавшие Родину от фашистов. Песня быстрее всех музыкальных жанров вошла в будни войны, став её частью.

Только на фронте

Стихи В. Лебедева-Кумача
Музыка А. Лепина

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Нынче – у нас передышка,
Завтра вернемся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?

После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Кто сказал, что сердце губит
Свой огонь в бою?
Воин всех вернее любит
Милую свою!

Только на фронте проверишь
Лучшие чувства свои,
Только на фронте измеришь
Силу и крепость любви!
Воин всех вернее любит
Милую свою!

Кто придумал, что грубеют
На войне сердца?
Только здесь хранить умеют
Дружбу до конца!

В битве за друга всю душу
Смело положат друзья.
Ни расколоть, ни нарушить
Дружбы военной нельзя!
Только здесь хранить умеют
Дружбу до конца!

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Пой, наш певучий братишка.
Наш неразлучный баян!
Нынче – у нас передышка,
Завтра – вернемся к боям.
После боя сердце просят
Музыки вдвойне!

В перерывах между боями перед бойцами выступали Лидия Русланова и Клавдия Шульженко, Любовь Орлова и Леонид Утёсов

Лидия Русланова выступает перед фронтовикамиЛидия Русланова выступает перед фронтовиками

Первое выступление Лидии Руслановой перед бойцами Красной Армии состоялось на Смоленской земле, под Ельней. Одной из первых она включила в свой военный песенный репертуар знаменитую «Катюшу» на стихи М.В. Исаковского. Лидия Андреевна не прерывала концерты даже во время фашистских обстрелов, а 2 мая 1945 года исполнила всеми любимые «Валенки» у стен поверженного Рейхстага.

Клавдия Шульженко

С первого дня Великой Отечественной войны на передовой и в госпиталях, не боясь немецких снайперов и артиллерийских обстрелов, выступала перед красноармейцами Клавдия Шульженко. Сотни концертов она и её ансамбль дали в блокадном Ленинграде, за что певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда».

Любовь Орлова на фронте

Самая популярная актриса того времени Любовь Орлова во время Великой Отечественной войны выступила с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском.

Леонид Утесов вместе со своим джазом

Много раз, нередко попадая под артобстрел и бомбёжки, ездил с концертами на фронт Леонид Утёсов. Он и музыканты его оркестра поддерживали фронт не только морально. На их деньги были построены два истребителя Ла-5Ф, подаренные 5-му гвардейскому истребительному авиаполку.

Один из двух истребителей Ла-5Ф, построенных на сбережения артистов джаза Леонида Утесова

В 1974 году на экраны страны вышел один из самых любимых фильмов о буднях Великой Отечественной войны – «В бой идут одни «старики». Режиссёр Леонид Быков  создал кинопроизведение, основанное на подлинных событиях. «Поющая» эскадрилья, 11 из 14 лётчиков которой были удостоены звания Героя Советского Союза, имевшая собственный хор, действительно существовала в том самом 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, которому музыканты Л. Утёсова подарили истребители, названные, конечно же, «Веселые ребята».

Фильм еще раз показал, что значило искусство на фронте. Молодые артисты с песней, улыбкой и как бы совершенно случайно совершающие на экране каждодневные подвиги, сыграли реально существовавших летчиков-истребителей. А актер Алексей Смирнов, исполнивший роль механика Макарыча, прошел практически всю войну, участвуя в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах.

Актёр Смирнов Алексей Макарович (фронтовая фотография)

В Киеве и Харькове героям фильма «В бой идут одни «старики» – Капитану Титаренко и механику Макарычу – были установлены памятники.

Памятник Макарычу-Смирнову в Харькове

«В бой идут одни «старики»  (смотреть фильм онлайн )

Среди тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны – известный всем советский и российский артист цирка (клоун), цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий, народный артист СССР, уроженец земли Смоленской Юрий Владимирович Никулин.

Он воевал в составе зенитной батареи под Сестрорецком, затем был переведен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. В военный период жизни Юрия Владимировича нас переносит глава «Война» из книги «Юрий Никулин» Иевы Пожарской, вышедшей в проверенной временем молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей» («ЖЗЛ»).

Из воспоминаний Юрия Никулина: «Когда человек говорит, что он ничего не боялся на войне, мне кажется, что он попросту врет. Главное было не в том, чтобы не бояться, а в том, чтобы преодолеть, побороть свой страх.

Вспоминаю, как нас бомбили во время войны. Мы все, солдаты, лежали в воронках, в щелях, и казалось нам, что все бомбы с “юнкерсов” летят именно в твою воронку. Затем самолеты улетали, бомбы падали мимо, и мы оставались живыми. Вылезали из щелей и воронок. И тут возникала фантасмагория: все хохотали, плясали, орали и... плакали. Кто-то вспоминал, как он бежал от бомб, кто-то рассказывал, что ему именно во время бомбежки вспомнилась любимая девушка, и он жалел, что не поцеловал ее на прощание, кто-то тут же рассказывал анекдот, кто-то показывал, как затыкают уши во время бомбежки его товарищи, кто-то с перепугу ел кашу... Да, это трудно пересказать. Но важно, что рядом было смешное и страшное. И что смех помогал нам пережить войну...»

Пожарская И. Война // Юрий Никулин / Иева Пожарская. – Москва : Молодая гвардия, 2010. – С. 53-90.

Никулин Ю. В. Семь долгих лет // Почти серьёзно...  / Ю. В. Никулин. – Москва. : Молодая гвардия, 1982. – С. 60-124.

Тысячи актеров шли воевать, несмотря на полагавшуюся им бронь. Из них можно было сформировать не один актёрский батальон.

С началом Великой Отечественной войны добровольцами на фронт ушли много известных художников, благодаря которым будни Великой Отечественной дошли до нас в рисунках и картинах очевидцев и участников военных действий. 

На войне художники оформляли плакаты, агитационные листовки, газеты, рисовали открытки и занимались созданием стратегических рисунков. Многие, не расставаясь с карандашом во время привалов и длительных переходов, вместе с фотокорреспондентами и кинооператорами запечатлевали все то, что видели своими глазами, сохраняя для потомков лица боевых товарищей,  улицы оставленных и освобожденных городов, сцены сражений. Их рисунки и эскизы, сделанные порой на обрывках бумаги, и крупных живописных полотна, написанных спустя годы после окончания войны, донесли до нас всю боль утрат, тяжесть военной жизни, редкое счастье добрых встреч, мощь и единство сражающегося с врагом народа.

Список художников, ушедших в 1941-1942 годах на фронт, содержит множество имен: Николай Жуков, Василий Медведев, Ростислав Горелов, Дмитрий Пяткин... Сотни карикатур и рисунков были созданы в годы войны художником-карикатуристом Борисом Ефимовым.

В многолетнюю дружбу – человеческую и творческую вылилось совместное сотрудничество двух военных корреспондентов «Красноармейской газеты» – художника Ореста Верейского и поэта Александра Твардовского, создавших художественный и литературный образ русского солдата Василия Тёркина.

Яркое отражение Великая Отечественная война получила в творчестве «Кукрыниксов» – коллектива графиков и живописцев, созданного народными художниками СССР Михаилом Куприяновым, Порфирием Крыловым и Николаем Соколовым.

День 22 июня 1941 года, когда в жизнь каждого советского человека ворвалась война, запечатлелся в памяти «Кукрыниксов» до мельчайших подробностей. Вернувшись после поездки в редакцию домой, художники-карикатуристы, очень хотевшие, чтобы их труд оказался нужным и полезным в военное время, приступили к работе и создали антифашистский плакат, «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», которому суждено было стать первым плакатом Великой Отечественной войны. Уже 24 июня 1941 года он появился на улицах Москвы.

Кукрыниксы. В дни войны // Втроём / Кукрыниксы. – Москва : Советский художник, 1975. – С. 118-205.

Соколова Н. И. Кукрыниксы. Ч. 2. Гл. 1–4  // Кукрыниксы. М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов. – Москва : Академия художеств СССР, 1962. – С. 209-282.

Маршак С. Я. Капут! : стихи / С. Я. Маршак ; рис. Кукрыниксы. – Москва : Ленинград : Гослитиздат, 1947. – 80 с. : ил.

С первых дней войны ушёл на фронт простым солдатом народный художник СССР Николай Николаевич Жуков. Пройдя тяжёлый военный путь от рядового до капитана, он, как и многие его соратники по искусству, создавал художественную летопись великого противостояния нашего народа фашизму.

Николай Жуков Подсудимые Штрейхер, Функ и Шахт НюрнбергВ январе 1946 года Н. Н. Жуков как корреспондент газеты «Правда» был направлен на Нюрнбергский процесс. В течение сорока дней он находился в зале заседания трибунала, стремясь зафиксировать все этапы исторического суда над фашистскими главарями, сделав свыше двухсот рисунков выступавших на процессе свидетелей, прокуроров, судей, всех военных преступников и их адвокатов. Серия Нюрнбергских рисунков стала логическим завершением работы Жукова в военные годы.

В коллекции Смоленского государственного музея-заповедника и частных коллекциях хранятся документы, связанные с интереснейшей личностью, очевидцем и своеобразным летописцем довоенного и только что освобожденного Смоленска, архитектором и художником Виталием Ивановичем Бухтеевым.  Его акварельные и карандашные рисунки, этюды маслом – «Взорванный мост через Днепр», «Остатки домов на Советской улице», «Музей «Русская старина», «Разборка кирпича»…,  выполненные с точностью архитектора – бесценный документы эпохи, отражающий облик Смоленска, ушедшего безвозвратно. Многое из того, что запечатлел художник, не сохранилось даже на фотографиях.

Летописец Смоленска Виталий Бухтеев. Художник, архитектор, гражданин : альбом / [авт.-сост. В. Ю. Бухтеев, С. Н. Михайлова]. – Смоленск : Свиток, 2016. – 215 с. : ил.

Остатки домов на Большой Советской

Коллекция Смоленского музея-заповедника насчитывает сотни произведений графики, живописи, скульптуры, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Временной диапазон их создания – от 1941 года до наших дней. О том, как в 1943 году началось формирование этой коллекции, какими путями в разные годы попадали в неё произведения художников и скульпторов, замечательно рассказала искусствовед Людмила Михайловна Козикова во вступительной статье к  каталогу «Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства Смоленского музея. Живопись. Графика. Скульптура».

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день