Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
«Пророк Наум наставит на ум»
Грамота не злом, а правдой сильна.
Народная пословица
В церковном и Русском народном календаре день 14 (1) декабря отмечен как День Наума Грамотника. В старину именно в этот день детей отдавали в учение.
Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков – жил в седьмом веке до нашей эры в Галилее. Возможно – созвучие слов (ум и Наум) сделали его покровителем грамотеев. А народный календарь, согласно которому крестьянской работы к этому времени становилось меньше, подсказал время для освоения грамоты.
На Руси до 18 века обучение крестьянских детей происходило в семье – личным примером, «практикой» в полях, былинами и преданиями. В 1768 году был издан «Устав народных училищ в губернских и уездных городах» и началось строительство школ, в основном церковно-приходских.
Отроков, подходящих по возрасту для учёбы, отдавали учителю – дьяку или другому священнику, так как в основном в те времена только они были образованны.
Когда учитель приходил в дом, и его сажали в почётный угол стола, совершался целый ритуал. Отец отрока просил научить его уму-разуму и наказывать за леность побоями. Затем будущего ученика подводили к наставнику, он трижды кланялся, а тот трижды символически ударял отрока плёткой по спине.
Первое занятие проводили здесь же, тоже в обрядовой форме. Учитель доставал букварь, и пока разучивали букву «аз», мать причитала и просила слишком не морить своего ребёнка грамотой. Как урок прекращался, учителю давали пирог, завёрнутый в шитое полотенце, и он уходил, уже на пороге договариваясь, чтобы отрок теперь ходил к нему на занятия сам.
Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.
Учебный процесс был окружён суевериями. На уроках нельзя было есть: дабы не заесть выученное; книгу следовало закрывать, чтобы всё не позабыть.
Придавая большое значение обучению грамоте, наши предки говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит».
Интересные факты о Пророке Науме
Список источников:
http://vokrugknig.blogspot.com/2017/12/blog-post_45.html
http://kkdb.ru/images/materials/famous_dates/072017/12%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C.htm
Назовите предлагаемые имена существительные во множественном числе.
Нога - ... Рука - ... Дуга - ... Мука - ... Ведро - ... Бедро - ...
Метро - ... День – Пень - ... Лень - ... Цыпленок - ... Козленок - ...
Выразите смысл фразы одним словом.
- мчаться на всех парусах (быстро)
- орать во все горло ………………….
- спать мертвым сном ………….
- работать, не покладая рук …………..
- в час по чайной ложке …………
- сделать на скорую руку………………
- вылететь из головы………………
Подберите к предложенному слову синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода.
Например: «Удача» мужского рода. - это "Успех"