Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
15 мая – День Московского метрополитена
Самые первые идеи по строительству метро в Москве появились еще в 1875 году. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала до Марьиной рощи, но до проекта дело так и не дошло.
В 1902 году инженеры Балинский и Кнорре предложили свой проект подземной железнодорожной линии, но городская Дума отклонила идею, обосновав отказ недостаточной проработанностью проекта. К тому же, большую роль сыграло и существовавшее на тот момент трамвайное лобби, - в те годы Трамвай в Москве приносил большой прибыль в городскую казну.
В очередной раз к идее строительства метро вернулись в 1924 году. Управление московских городских железных дорог был разработан проект сети метро из 4 диаметральных и 1 кольцевой линий, а в июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о начале строительства.
15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие первой линии Московского метрополитена и началось регулярное движение четырёхвагонных поездов. С января 1936 года начали курсировать составы с 6 вагонами.
Изначально на первой линии находилось 13 станций. Каждая из них отличалась уникальным художественным оформлением, которое включало элементы разных стилей: готика, ампир, ар-деко и русские национальные мотивы.
Сегодня, спустя десятки лет с момента открытия, метро Москвы гордо несет звание самого красивого метрополитена в мире. Оно признано настоящим произведением искусства, ведь его создавали лучшие архитекторы страны – Алексей Душкин, Нина Алешина, Алексей Щусев, Антонина Пирожкова и многие другие.
Метрополитен Москвы – единственная в мире сеть, не имеющая станций с одинаковым дизайном. Именно поэтому посещение подземки входит во все историко-архитектурные экскурсии по столице. Туристы любуются мозаичными панно из полудрагоценных камней и керамики, бронзовыми скульптурами, витражами и другими деталями интерьера.
Столичное метро – это своеобразный подземный город, со своими традициями и легендами. Живы еще страшилки о поездах-призраках и закрытых станциях, которые законсервированы только потому, что от них мало что осталось. Что касается традиций, то, вряд ли есть в Москве такой человек, который не слышал бы о магической силе скульптур Матвея Манизера на станции «Площадь Революции». Одна из самых популярных фигур – «Разведчик с собакой». Студенты, чтобы успешно сдать экзамен, приезжают сюда потереть нос или лапу собаки. Многие верят, что это приносит удачу!
Ежегодно 15 мая День московского метрополитена празднуют не только машинисты поездов, но и кассиры, мастера по ремонту и другой обслуживающий транспортную систему персонал. Более 60 тысяч работников ответственно подходят к выполнению своих профессиональных обязанностей. Именно поэтому московское метро считается не только красивейшим в мире, но и самым комфортным и надежным!
Волкова, Наталия. Метро : подземный город / Наталия и Василий Волковы ; худож. Н. Кондратова. – Москва : Фома, 2013. – 21, [3] с. : цв. ил. – (Настя и Никита : приложение к журналу «Фома» ; вып. 81. Знания).
Метро – самый быстрый вид городского транспорта. Пользоваться им, наверное, приходилось каждому. Но не каждый задумывался о том, что метро – это целый подземный мир, огромный, сложный и очень интересный. Познакомиться с ним поближе помогает эта насыщенная разнообразной информацией книга. Она посвящена открытому в 1935 году Московскому метрополитену, который считается самым красивым в мире.
Читатель узнает о том, где на нашей планете появились первые «подземки» и какими они были; как проектировалось и строилось метро в России; как прокладываются подземные пути; что такое «плывуны» и «проходческий щит»; какие объекты связывали между собой первые линии московского метрополитена; что происходило на станциях метро в годы Великой Отечественной войны.
Много интересного рассказано в книге о том, как подают в метро чистый воздух, какие уникальные светильники установлены на разных станциях, как с течением времени менялись вагоны, эскалаторы, турникеты и билеты, наконец, о том, где ночуют поезда и как обеспечивается безопасность пассажиров. И, конечно, автор говорит о том, какие открытия можно сделать в этом необыкновенном музее под землей.