Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
26.06.2020
Яковлев Юрий Яковлевич (1922-1996)
«Я детский писатель и горжусь этим званием. Я люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. Мне кажется, что между ними нет границы, и я как бы одним рассказываю о других. В детях я всегда стараюсь разгадать завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства».
Ю. Яковлев
Юрий Яковлевич Яковлев родился 26 июня 1922 года в Ленинграде в семье служащих.
Биография Юрия Яковлева характерна для многих писателей его поколения: школа, Дом пионеров, армия, война, Литературный институт. Взрослым сделала его война, она дала жизненный опыт, научила мужеству, определила его характер и стремления.
С детства и до последних дней он был привязан к матери. В годы войны она погибла от голода. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну.
Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли». Она заканчивается так: «Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем Земли».
В одном из своих произведений писатель рассказал потрясающую историю, связанную с матерью: во время войны, в самые невыносимые дни он получил на фронт письмо от матери. Она писала, что под Новый год случайно нашла коробку со старыми елочными игрушками и елочными свечами. Их зажгли, и по комнате разлился ни с чем не сравнимый запах стеарина и хвои. Из ее письма следовало, что в доме тепло и уютно, и люди любуются веселыми огоньками и золочеными орехами.
«Я лежал на снегу в тяжелой каске, в подшлемнике – в шерстяном опущенном забрале, в шинели, затвердевшей от талого снега, а осколки снарядов глухо плюхались на землю – большие, рваные куски металла. Гори, елка. Мерцайте позолоченные орешки. Хорошо, что где-то около мамы есть островок мира, где все по-прежнему. Тепло и спокойно. И мама в безопасном месте. И единственная ее тревога – это я».
(Яковлев Ю. Сердце Земли // Яковлев Ю. Избранное. – М.: Просвещение, 1992. – С. 207)
Шесть лет Яковлев служил в армии, был зенитчиком, защищая Москву. Позднее он напишет мужественные и скорбные рассказы о войне: «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь». И в этих рассказах меньше всего говорится о боях и снарядах. Везде речь идет о человечности, о мужестве поступков и о трудном нравственном выборе: не смог друг убитого на войне солдата окончательно добить его мать известием о гибели сына («Сретенские ворота»). Не мог «мальчик с коньками» бросить умирающего человека, бывшего солдата, которому стало плохо на улице, хотя человек был незнакомый, а мальчик очень торопился на каток.
В Литературный институт Ю. Яковлев пришел в солдатской шинели и окончил его в 1952 году. Ко времени окончания института он был уже автором нескольких поэтических сборников, членом Союза писателей.
Первая книга для детей «Наш адрес» вышла в Детгизе в 1949 году. Когда родился сын Андрей, появилась книга стихов «Наш Андрейка».
Прозаиком Юрий Яковлевич стал в 1960 году, написав рассказ «Станция Мальчики».
Если наставником начинающего поэта были М. Светлов, Н. Тихонов, А. Барто, то его учителями-прозаиками были и другие люди: «Кто был тем стрелочником, который вдруг перевел в моей жизни стрелки с пути поэзии на пути прозы? Может быть, мой замечательный сосед «по лестнице» Рувим Исаевич Фраерман и его поразительная «Дикая собака динго». Может быть, мой старший друг Яков Моисеевич Тайц, автор тонкого поэтического рассказа «Негасимый свет», или просто пришло время?»
Несмотря на то, что проза Яковлева известнее, чем стихи, он и в прозе поэт. Он сам утверждал: «Я не изменил поэзии. Поэтические образы перекочевали из стихов в рассказы, а ритмы стихов сменили ритмы прозы. Я не мыслю рассказа без внутреннего ритма, без строгого построения, без поэтической атмосферы» (Яковлев Ю. Немного о себе // Вслух про себя. – М.: Детская литература, 1978. – С.344).
Сюжеты его рассказов – знакомые эпизоды из жизни подростков. Герои – мальчишки (нередко и девочки) – «рыцари», правдоискатели («А Воробьев стекло не выбивал», «Всадник, скачущий над городом», «Рыцарь Вася», «Собирающий облака»).
Рассказы обращены к детям, но и взрослым не мешает прислушаться к голосу автора. Он осуждает бестактное отношение взрослых к первой любви («Гонение на рыжих»), жестокость по отношению к животным («Он убил мою собаку»). Особенно знаменит рассказ «Гонение на рыжих», в нем столько проблем, что хватило бы и на роман. Героиня рассказа Таня Вьюник страдает из-за того, что у нее рыжие волосы. Это толкает ее на конфликт с жестокими сверстниками и недальновидной учительницей. И вдруг Таня спасает на пожаре чужую маленькую девочку. Впрочем, не вдруг. Ей гораздо легче сделать это без всяких колебаний, никаких нравственных усилий здесь не требуется. Ей этот поступок кажется естественным и единственно возможным.
Второй подвиг требует от девочки большего мужества, нежели спасение человека на пожаре. Таня видит молящие глаза медвежонка, которого истязает укротитель, и она бросается на помощь животному, хотя силы ее и укротителя не равны. Именно поэтому сцена поведения Тани на пожаре изображена намеренно буднично, а сцена в цирке приподнято романтично. Девочка становится на защиту слабого существа. И она, немало пережившая горьких минут общения со сверстниками и нелюбимой учительницей, впервые ощущает себя той силой, которая может противостоять жестокости и несправедливости.
Танин цвет волос превращается у писателя в символ несгибаемости характера, противостояния подлецам и обывателям: «Да здравствуют рыжие неудачливые люди, которые суют нос, куда их не просят, и готовы подставить себя под удар, когда нужно защитить слабое существо, которые до конца бьются с несправедливостью... Они переносят гонения подлецов и не складывают оружия. Рыжий – это не цвет волос, это цвет характера».
Очень много у писателя произведений о взаимоотношениях человека и животных. Он решительно проводит прямую линию от отношения человека к живой природе к его характеру и душевным качествам.
Нередко в рассказах Ю. Яковлева возникает острая конфликтная ситуация именно там, где предметом конфликта становится разное отношение к животным. Конфликт не всегда разрешается благополучно. Жестокий отец не понимает, что, убив собаку, подобранную сыном, он навсегда потерял контакт с собственным ребенком и навсегда вселил в душу подростка недоверие к людям.
Писатель уверен, что доброта по отношению к живому существу и мужество – понятия одного ряда. К стыду мальчишек из рассказа «Урс и Кэт» мужественной оказывается девчонка, не побоявшаяся прийти на помощь озлобленной собаке.
Ю. Яковлев утверждает: «В человеке не может быть две жестокости. Жестокость одна. Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло, неделимо, оно едино в самых своих сложных проявлениях».
Яковлев предполагает многое в психологии зверя. Это не сказки, ведь на зверя читатель смотрит глазами ребенка, и ему кажется, что зверь думает, а то и разговаривает. Сточки зрения льва показаны посетители зоопарка, сторож, постовой милиционер... Мальчик по прозвищу Чижик становится единственным другом льва, потому что уверен, что зверю нужен друг.
«Я всегда любил животных: собак, лошадей, коров, кошек. И зверей, которые сидят в клетке, но которых так мучительно хочется погладить и почесать за ушком, – доверчиво рассказывает писатель читателям. – Все началось с того, что в доме сперва появилась одна собака Динго – Доня – Донюшка. Потом – тринадцать щенков. Потом из тринадцати с нами осталась Эгри – Л юля – Люличка. Эти собаки как бы открыли мне путь ко всем зверям. Я глубже и сильнее стал любить мир живых существ. В моей жизни собака – новый, с ее помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новые переживания, страдания, радости. Я убежден, что тот, кто любит собак или других животных, больше любит людей».
(Яковлев Ю. Немного о себе // Вслух про себя. Кн.2-я. – М.: Детская литература, 1978. – С. 347.)
Любимый жанр писателя – рассказ. Но он написал и сказку «Старый трамвай», где доживающий свой век трамвай, когда в этом есть нужда, один, без помощи вагоновожатого, отвозит людей туда, куда им обязательно нужно попасть.
Были в его творчестве и публицистические произведения («Саманта»). Написаны сценарии к 15-ти полнометражным фильмам и к мультфильмам «Умка», «Белая шкурка», «Бабушкин зонтик».
В конце своей жизни он написал совершенно новую для себя «мистерию». Она посвящена четырем девочкам: Тане Савичевой, Анне Франк, Сатаки Садако и Саманте Смит. В мистерии есть и отрывки из дневников девочек, и их мысленные диалоги с традиционными персонажами мистерии Арлекином и Пьеро, которые время от времени снимают маски и оказываются обыкновенными мальчишками – нашими современниками.
Временами, когда хочется особенно подчеркнуть какую-нибудь важную мысль, писатель и сам становится действующим лицом мистерии.
Юрий Яковлев был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, в 1985 году стал Лауреатом Государственной премии.
--------------------
По материалам статьи: Тубельская Г. Н. Яковлев Юрий Яковлевич // Детские писатели России. Сто имен : биобиблиографический справочник. Ч. 2. М–Я / Г. Н. Тубельская. – Москва : Школьная библиотека, 2002. – С. 219-223.
Произведения Ю. Я. Яковлева
Автопортрет: Повести и рассказы. – М.: Мол. гвардия, 1984. – 237 с.
Ваши права, дети. – М.: Международные отношения, 1992. – 126 с.
Верный друг: Повести. – М.: Детская литература, 1990. – 260 с.
Избранное. – М.: Просвещение, 1992. – 351 с.
Непослушный мальчик Икар.– Минск: Юнацтва, 1991. – 268 с.
Последний фейерверк: Повести и рассказы. – М.: Детская литература, 1989. – 156 с.
Литература о жизни и творчестве Ю. Я. Яковлева
Яковлев Ю. Немного о себе // Вслух про себя: Автобиографии детских писателей.– М.: Детская литература, 1978. – С. 343-349.
Мотяшов И. Главный горизонт // Мотяшов И. Мастерская доброты. – М.: Детская литература, 1974. – С. 302-333.
Мошковский А. Не искажать историю детской литературы // Детская литература. – 1999. – №2 – 3.– С. 22-27.
Юрий Яковлев // Русские детские писатели XX в. – М.: Флинта: Наука, 1997. – С. 500-503.
Диафильмы
Стрекозиные крылья / Ю. Яковлев; худож. Ж. Оглы.- Москва : Диафильм, 1964.- 1 дф. (46 кд.)
Собирающий облака / Ю. Яковлев; худож. Б. Игнатьев.- Москва : Диафильм, 1964.- 1 дф. (50 кд.)
Мунеза / Юрий Яковлев; [фото И. Тункеля.- Москва : Диафильм, 1965.- 1 дф. (31 кд.)
Помни Гришу / Ю. Яковлев; художник О. Новозонов.- Москва : Диафильм, 1966.- 1 дф. (35 кд.)
Полосатая палка / Ю. Яковлев; худож. К. Безбородов.- Москва : Диафильм, 1966.- 1 дф. (34 кд.)
Я иду за носорогом / Ю. Яковлев; худож. И. Сущенко.- Москва : Диафильм, 1969.- 1 дф. (51 кд.)
Умка / Ю. Яковлев; худож. В. Лосин, О. Вуколов.- Москва : Диафильм, 1970.- 1 дф. (37 кд.)
И они зашагали рядом / Яковлев Ю.; Худож. Сущенко И.- Москва : Диафильм, 1970.- 1 дф. (34 кд.)
Цветок хлеба / Ю. Яковлев; худож. В. Сердюков.- Москва : Диафильм, 1971.- 1 дф. (30 кд.)
Учитель истории / Ю. Яковлев; худож. Игнатьев Б.- Москва : Диафильм, 1971.- 1 дф. (38 кд.)
Пятерка по поведению / Ю. Яковлев; худож. В. Туренко.- Москва : Диафильм, 1975.- 1 дф. (39 кд.)
Вратарь / Яковлев Ю.; Худож. Игнатьев Б.- Москва : Диафильм, 1975.- 1 дф. (44 кд.)
Судьба разведчика / Яковлев Ю.; Худож. Туренко В.- Москва : Диафильм, 1976.- 1 дф. (38 кд.)
Как меня называют / Ю. Яковлев; художник Б. Пашков.- Москва : Диафильм, 1977.- 1 дф. (39 кд.)
Земля героев / Ю. Яковлев; Г. Сояшников.- Москва : Диафильм, 1979.- 1 дф. (46 кд.)
Орден Ленина / Яковлев Ю.; Худож. Лисогорский М.- Москва : Диафильм, 1982.- 1 дф. (30 кд.)
Слон в гостях / Ю. Яковлев; худож. Т. Гнисюк.- Москва : Диафильм, 1983.- 1 дф. (33 кд.)