Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

Александр Дюма (отец)

24.07.2020

(1802-1870)

Александр Дюма родился 24 июля 1802 года во французском городке Виле-Котре.

Дед Дюма жил в Вест-Индии, и там у него «от черной невольницы» родился сын Тома-Александр Дюма. Этому мулату суждено было стать отцом прославленного романиста Александра Дюма.

Враги никогда не забывали, что в жилах знаменитого писателя течет негритянская кровь. При случае они старались напомнить о его происхождении.

«Если не ошибаюсь, – спросил один недоброжелатель на светском балу, в ваших жилах течет цветная кровь?»

«Вы не ошибаетесь, монсеньор, – ответил Дюма. – Мой отец был мулатом, бабушка – негритянкой, а мои отдаленные предки – обезьянами. Как видите, мой род начинается тем, чем кончается ваш».

Отец Дюма умер, когда мальчику было четыре года.

Писатель унаследовал многие черты характера от своего отца и щедро наделял ими своих героев. Их жизненная сила, колоссальная энергия, воля к действию, непоколебимость, любовь к приключениям – его наследство.

Мальчик из провинциального городка рос, не получая никакого образования. Местный священник научил его читать и писать.

Каллиграфия стала для юного Александра поэзией и страстью – он писал поразительно красиво: ровно, как по линейке, выводя волосные штрихи и округлые нажимы.

Книги открыли ему иной мир, не похожий на сонную французскую провинцию.

Тринадцати лет он поступил писцом к местному нотариусу. Он уже сочинял стихи и мечтал о славе писателя, утешая себя тем, что великий французский поэт Корнель тоже начинал свою карьеру писцом у нотариуса.

Восемнадцати лет юноше удалось совершенно случайно увидеть в театре «Гамлета».

«Я был слеп, я прозрел», – записал будущий писатель в своем дневнике.

Теперь он не мог ни о чем другом думать, кроме театра. Но театры были только в Париже, а у него не было денег даже на проезд до столицы.

И однако он решился. Двадцати лет он покинул родной город и сел в омнибус. В кармане у него было 53 франка и письма матери к бывшим друзьям его отца. Проезд до Парижа ему ничего не стоил: он выиграл нужную сумму на бильярде у содержателя омнибусов. Юноше удалось получить место писца в канцелярии герцога Орлеанского.

Один из сотрудников канцелярии, заметив невежество молодого Дюма, шутя, перечислил ему книги, которые, по его мнению, должен знать каждый образованный человек. Список был составлен не без иронии, со многими излишествами, но Дюма воспринял его всерьез. С этих пор он выделил на сон всего четыре часа в сутки. Остальное время, свободное от работы, он посвящал чтению. При его феноменальной памяти это был целый университет. Так он получил образование – одностороннее, но незаурядное по тем временам.

В 1825 году в театре «Амбигю» была поставлена пьеса «Охота и любовь», написанная А. Дюма с двумя другими авторами. Молодому писателю понадобилось шесть лет упорного труда, чтобы овладеть тайнами литературного мастерства. Лишь в 1829 году ему удалось поставить в театре пьесу «Генрих III и его двор», которая имела колоссальный успех.

Герцог Орлеанский похвалил пьесу и назначил Дюма своим библиотекарем. Это была должность без обязанностей, приносящая Дюма доход в тысячу двести франков в месяц. Дюма сразу стал широко известен. Он становится основателем приключенческого романа во Франции.

Однажды молодой провинциальный профессор Огюст Маке принес Дюма объемистую рукопись романа «Шевалье д’ Арманталь». Дюма прошелся по рукописи своим огненным пером. И она стала неузнаваемой. С этих пор началось длительное и плодотворное сотрудничество Дюма и Маке. Особенно много сделал Маке для «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров».

Дюма писал одновременно несколько произведений и печатал их параллельно в разных газетах. И в то же время он не оставлял драматургии. Романы, имеющие наибольший успех, он немедленно переделывал в пьесы. Он работал без устали, как машина, и все же не успевал воплощать в жизнь свои необъятные замыслы. Недруги утверждали, что его произведения представляют собой продукцию «фабрики романов», что сам Дюма только подписывает свои произведения, а пишут их его сотрудники, безымянные литераторы.

Сам Дюма не отрицал этих легенд, он ими гордился: «У меня столько помощников, сколько было маршалов у Наполеона».

В аристократическом пригороде Парижа у Дюма был собственный замок «Монте-Кристо». Еще издали были видны готические башни, выступающие из-за высоких вязов. В саду возвышался восьмиугольный павильон из массивных камней. Снаружи на каждом камне постройки было высечено название одной из книг Дюма. Над аркой этого единственного здания, куда не допускались посторонние, красовалась латинская надпись «Собачья пещера».

Вечный праздник царил в замке «Монте-Кристо», хозяин приглашал гостей только по воскресеньям – «чтобы отличить этот день от других, – говорил он, – когда они сами себя приглашают».

Тем не менее гости приезжали и уезжали каждый день. Хозяин был одинаково любезен со всеми, хотя часто не знал своих гостей даже в лицо. Дюма любил делать вид, что его произведения ему ничего не стоят, что они рождаются сами собой.

Дюма был хорошо образованным человеком, глубоко знающим жизнь, и великим тружеником. Он умудрялся много путешествовать по миру, побывал он и в России. Путешествие это было не совсем простым. Книга об этом путешествии была экскурсией по русской истории литературе, археологии и даже национальной кулинарии.

В России его романы очень рано узнали и полюбили.

Первым переводчиком Дюма был Виссарион Белинский, а первым читателем – Герцен. Сам Дюма очень интересовался нашей страной. В романе «Учитель фехтования», посвященном декабристам, он критически отнесся к русскому самодержавию. Роман был запрещен Николаем I и на русском языке появился только в 1925 году.

Писатель совсем не был историческим романистом. Он был создателем приключенческого романа на историческом материале. И все же, несмотря на внешнюю поверхностность романов, в их основе всегда лежат реальные факты. Он широко пользовался дневниками, воспоминаниями, личными письмами – ведь его интересовали не большие исторические события, не широкие народные движения, а дворцовые интриги, быт эпохи.

И главным для него были люди – герои с сильными страстями, всегда готовые к действию и борьбе.

Нельзя рассматривать романы Дюма как историю Франции в художественных образах, как сделал один исследователь, расположивший все его произведения в хронологическом порядке описываемых событий.

И все же для современного читателя романы могут послужить ключом, открывающим интерес к истории. Читатель запомнит из романов Дюма имена, последовательность главных событий, проникнет в дух эпохи. И когда он перейдет к более серьезным и даже специальным книгам, он добром вспомнит того, кто научил его любить историю.

Дюма писал свои романы не для корифеев. Он писал для народа. Для тех, кто, лишь недавно научившись читать, впервые приобщился к литературе. Это была миллионная аудитория, создавшая славу Дюма. И современники подтверждают это фактами.

Произведения А. ДЮМА

Собрание сочинений : В 12 Т. – М. : Худож. лит., 1976 – 1980.

Собрание сочинений : В 15 Т. – М. : Правда, 1991.

Асканио : роман. – М. : Правда, 1990.

Виконт де Бражелон, или десять лет спустя : роман. – М. : Правда, 1990.

Граф Монте-Кристо : роман в 2 Т. – М. : Сов. Россия, 1991.

Графиня де Монсоро : роман. – М. : Профиздат,1991.

Двадцать лет спустя : роман. – М. : Правда, 1990.

Королева Марго : роман. – Минск : Коллегиум, 1992.

Ожерелье королевы : роман. – М. : Прогресс, 1993.

Сорок пять : роман. – М. : Мысль, 1993.

Три мушкетера : роман. – М. : Терра, 1994.

Литература о жизни и творчестве А. ДЮМА

Андреев К. Хозяин замка Монте-Кристо // Андреев К. На пороге новой эры. – М. : Сов. писатель, 1971.

Белоусов Р. С. Граф Монте-Кристо и аббат Фариа // Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем. – М. : Просвещение, 1984 С. 46-66.

Добин Е. С. Коварство и месть // Добин Е.С. История девяти сюжетов. – Л. : Дет лит., 1990. – С. 64-109.

Куприн А. Дюма-отец // Дюма А. Собр. соч. В 15 Т.: Т. 1. – М. : Правда, 1991. – С. 3-16.

Моруа А. Три Дюма. – СПб : Судостроение, 1992.

Циммерман Д. Александр Дюма Великий: Биография в 2 кн. – М. : Терра; Физкультура и спорт, 1996.

--------------------------

По материалам статьи: Дюма Александр (отец) // Тубельская Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имён : биобиблиографический справочник. Ч. I. А–М. – Москва : Школьная библиотека, 2005. – С. 148-154.

Назад

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день