Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова
03.11.2023
03 ноября 1887 — 04 июля 1964
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Семья несколько раз переезжала, в 1900 году они надолго поселились в Острогожске. Здесь Маршак поступил в гимназию, здесь же начал писать свои первые произведения. «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать», — вспоминал поэт. Увлеченный древнеримской и древнегреческой поэзией, Маршак уже в младших классах гимназии перевел поэму Горация «В ком спасение».
Когда отец будущего поэта, Яков Маршак, нашел работу в Петербурге, вся семья переехала в столицу. В Острогожске остались лишь Самуил Маршак и его младший брат: еврейское происхождение могло помешать поступлению в столичную гимназию. Маршак приезжал к родителям на каникулы. Во время одного из приездов он случайно познакомился с Владимиром Стасовым — известным критиком и искусствоведом. Стасов помог будущему поэту перевестись в петербургскую гимназию — одну из немногих, где после реформы образования преподавали древние языки.
В гостях у Стасова Самуил Маршак знакомился с творческой интеллигенцией дореволюционного Петербурга — c композиторами и художниками, писателями и профессорами. В 1904 году критик представил Маршака Федору Шаляпину и Максиму Горькому. Через месяц Горький устроил его в ялтинскую гимназию: со времени переезда в Петербург Самуил Маршак часто болел. Следующий год молодой поэт жил на даче Пешковых под Ялтой. После революции 1905 года семья писателя уехала из Ялты за границу, и Маршак вернулся в Петербург.
В 1911 году Самуил Маршак путешествовал по Турции, Греции, Сирии, Палестине. Поэт поехал в страны Средиземноморья как корреспондент петербургских изданий «Всеобщая газета» и «Синий журнал». Вернувшись из поездки, он написал цикл стихотворений «Палестина».
В поездке Самуил Маршак познакомился со своей будущей женой Софьей Мильвидской. Вскоре после свадьбы молодые супруги поехали в Англию — учиться в Лондонском университете.
«Пожалуй, больше всего подружила меня с английской поэзией университетская библиотека. В тесных, сплошь заставленных шкафами комнатах, откуда открывался вид на деловитую, кишевшую баржами и пароходами Темзу, я впервые узнал то, что переводил впоследствии, — сонеты Шекспира, стихи Вильяма Блейка, Роберта Бернса, Джона Китса, Роберта Браунинга, Киплинга».
Во время каникул они путешествовали по Англии, поэт изучал английский фольклор и переводил баллады.
В 1914 году Самуил Маршак вернулся в Россию. Он публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы семья часто переезжала с места на место, а после революции Маршаки осели в Екатеринодаре (сегодня — Краснодар): там служил отец поэта.
В 1920 году краснодарские писатели, художники и композиторы, среди которых был и Маршак, организовали один из первых в стране театр для детей. Скоро он превратился в «Детский городок» с садиком, школой, библиотекой и кружками.
В 1920-х годах Самуил Маршак с семьей вернулся в Петербург. Вместе с ученым-фольклористом Ольгой Капицей он руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования. Маршак начал писать свои первые поэтические сказки — «Пожар», «Почта», «Сказка о глупом мышонке» — и переводить английский детский фольклор.
Поэт стал фактическим редактором одного из первых советских журналов для детей — «Воробей» (позже он стал называться «Новый Робинзон»). Журнал рассказывал о природе, технических достижениях тех лет и предлагал юным читателям ответы на множество вопросов. В издании выходила постоянная рубрика — «Бродячий фотограф» Бориса Житкова, «Лесная газета» Виталия Бианки, «В Лаборатории «Нового Робинзона» М. Ильина (Ильи Маршака, работавшего под псевдонимом). В одной из первых редакционных статей говорилось: «Волшебной сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребенка. Ему нужна другая литература — литература реалистическая, литература, черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни». В 30-х годах Самуил Маршак вместе с Максимом Горьким создал первое Издательство детской литературы (Детиздат).
В 1938 году поэт переехал в Москву.
Во годы Великой Отечественной войны Самуил Маршак сотрудничал с газетами: писал эпиграммы и политические памфлеты. Он создал около полутора тысяч антифашистских произведений, часто в сотрудничестве с художниками Кукрыниксами. Среди написанного им в это время адресованная детям сказочная пьеса «Двенадцать месяцев» (1943 г.); перевод ряда сонетов У. Шекспира.
В послевоенные годы вышли книги его стихов — «Почта военная», «Быль-небылица», энциклопедия в стихах «От А до Я». В театрах для детей ставили спектакли по произведениям Маршака «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи».
В 1950-х годах Самуил Маршак путешествовал по Англии, переводил сонеты Уильяма Шекспира, стихи Редьярда Киплинга, Джорджа Байрона, Перси Биши Шелли, произведения Алана Милна и Джанни Родари. За перевод шотландского поэта Роберта Бернса Самуил Маршак получил звание почетного гражданина Шотландии.
В 1963 году вышла последняя книга Самуила Маршака — «Избранная лирика».
С.Я. Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В конце 70-х годов, уже после его смерти, вышло 8 томов собрания его сочинений, и две книги воспоминаний: «Я думал, чувствовал, я жил» и «Жизнь и творчество Маршака».
Все произведения Самуила Яковлевича Маршака продолжают активно переиздаваться и в наши дни.
В 2003 году была учреждена Всероссийская литературная премия им. С. Я. Маршака. Первое награждение состоялось в 2004 году. Вручается Союзом писателей Санкт-Петербурга и издательством «Детгиз» и присуждается ежегодно.
***
Диафильмы
Экранизации
1929 — «Почта» (мультфильм), реж. Михаил Цехановский, фабрика «Совкино». В 1964 году режиссер вместе с женой Верой на «Союзмульфильме» снял ремейк «Почты».
1938 — «Кошкин дом», реж. Пантелеймон Сазонов, «Союзмультфильм».
1940 — «Сказка о глупом мышонке» (мультфильм), реж. Михаил Цехановский, «Ленфильм».
1943 — «Юный Фриц» (фильм), реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, «Ленфильм».
1955 — «Пес и кот», реж. Лев Атаманов, «Союзмультфильм».
1956 — «Двенадцать месяцев», реж. Иван Иванов-Вано, Михаил Ботов, «Союзмульфильм».
1958 — «Кошкин дом», реж. Леонид Амальрик, «Союзмульфильм».
1960 — «Про козла», реж. Иосиф Боярский, Вадим Курчевский, «Союзмультфильм».
1970 — «Быль-небылица», реж. Владимир Полковников, «Союзмультфильм».
1972 — «Двенадцать месяцев» (2 серии), реж. Анатолий Граник, «Ленфильм».
1973 — «Горя бояться — счастья не видать», реж. Виктор Туров, (Беларусьфильм по заказу Гостелерадио СССР).
1973 — «Про Петрушку», реж. Иван Уфимцев, «Союзмультфильм».
1975 — «Вот какой рассеянный» (мультфильм), реж. Марианна Новогрудская, ТО «Экран».
1979 — «Гришкины книжки» (мультфильм), реж. Ефрем Пружанский, «Киевнаучфильм».
1980 — «Двенадцать месяцев» (аниме), реж. Тэцуо Имадзава, Ябуки Кимио, «Toei Animation» (Япония) совместно со студией «Союзмультфильм».
1982 — «Кошкин дом» (мультфильм), реж. Марианна Новогрудская, ТО «Экран».
1983 — «Где обедал воробей?», реж. Владимир Голованов, «Союзмультфильм».
По материалам сайтов: