Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

Лазарь Лагин

04.12.2020

Лазарь Иосифович Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург) родил­ся 4 декабря 1903 года в Витебске, в нищей еврейской семье. Псевдоним Лагин – сокращение от Лазарь Гинзбург – имени и фамилии писателя.

Отец его гонял плоты по Западной Двине, работал продавцом в скобяной лавочке. В семье было пятеро детей, Лазарь был старшим.

Он воевал в гражданскую войну, пытался учиться в консерватории, но бросил ее, поступил в институт народного хозяйства и окончил его. Затем окончил аспирантуру Института Красной профессуры, стал кандидатом экономических наук. Работал в газете «Правда», журналах «Крокодил», «30 дней».

Прозу начал писать с 20-х годов, но первую свою книжку – «153 самоубийцы» издал в 1934-м. Когда арестовали главного редактора журнала «Крокодил», известного советского пуб­лициста М. Кольцова, объявив его «врагом народа», Лагину грозила расправа, но его спас Александр Фадеев, придумав ему длительную командировку на Север. Там он и начал писать свою знаменитую повесть-сказку «Старик Хоттабыч». Сказка печаталась в журнале «Пио­нер», в 1940 году вышла отдельной книгой, но в это время арестовали художника книги Рогова, сказку изъяли и не печатали больше до 1957 года.

В Отечественную войну писатель ушел добровольцем в морскую пехоту, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, был на Малой Земле. О войне Л. Лагин написал книгу «Три черноморца», но экрани­зировать ее отказался. Работал на радио, принимал участие в популяр­нейшей передаче «Клуб знаменитых капитанов».

В 1948 году закончил роман-памфлет «Патент АВ». Роман печатал­ся в журнале «Огонек». Сюжетом романа послужило открытие учено­го Стифена Попфа, способствующее росту живых организмов. Элексир, изобретенный им, помогал не только очень быстро растить сви­ней и кур, но давал возможность ликвидировать уродства карликов, превратив их в людей обычного роста. Но научное открытие попадает в нечестные руки. Любое гуманное изобретение может стать опасным для человечества, если попадает в руки людей, стремящихся к влас­ти. Повесть остается актуальной и сегодня как доказательство того, что никакое достижение науки не может быть нейтральным.

Следующий роман «Майор Велл Эндъю» своим сюжетом напоминает знаменитый роман Г. Уэллса «Война миров»: так же неожиданно на Землю высаживаются корабли агрессивных марсиан, также по-разному реагируют на их появление разные люди.

В романе «Атавия Проксима» после залпа атомных пушек большой кусок Земли становится самостоятельным космическим телом, а два буржуазных государства Атавия и Полигония продолжают и там жить по своим звериным законам.

Сюжет романа «Остров Разочарования» (1951) таков: на неизвест­ный остров с торпедированного фашистами корабля спасаются не­сколько американцев, англичан и советский моряк Егорычев. Остров населен добродушным чернокожим народом, и отношение к этим лю­дям у спасшихся совершенно разное. По своим убеждениям могуще­ственный капиталист, заокеанский репортер, простой английский ко­чегар и советский моряк абсолютно противоположны. Антифашист­ская направленность романа не вызывает сомнения.

Молодой рабочий, студент-заочник – главный герой романа «Го­лубой человек» (1951). Попав из Москвы 30-х годов в город 1895 года, он ведет себя достойно, хотя и чуть не стал провокатором, тяжело бо­лел, влюбился и пережил множество вполне возможных событий про­шлого.

Интересен еще один жанр, в котором работал писатель – «Обидные сказки» (1975). Это скорее не сказки, а прозаические басни, где под видом домашних животных скрываются люди с их пороками.

К сожалению, все эти произведения Л. Лагина редко издают­ся, но своего значения, своеобразия и художественных достоинств не потеряли. И все же самой знаменитой книгой остается «Старик Хоттабыч».

Книга на экране

Интересна предыстория создания книги. В 20-м году юноша в потер­той шинели, бродя по холодной Москве, только что вернувшись с фронта и не решив еще, чем будет заниматься, случайно увидел объяв­ление о наборе в литературную студию. Он был совсем не уверен, что хочет стать писателем, хотя стихи писал и даже создал сатирическую сказку «Коза с принципами».

Юноша вошел в студию скорее из любопытства, а там набирал сту­дентов не кто-нибудь, а сам Валерий Брюсов. И что-то ему понрави­лось в юноше, и того приняли в студию.

Началась учеба, Лазарь ходил на лекции, хотя мало что понимал, слушая из уст знаменитых профессоров размышления по теории лите­ратуры. В студии же он случайно познакомился с В. Маяковским и В. Шкловским, тогда уже известным литературным критиком. Шклов­ский не сомневался, что юноша мечтает заниматься теорией литерату­ры, хотя у того ничего похожего и в мыслях не было.

«Ну, скажите, какая книга вас уже давно увлекает? Какую книгу вы особенно любите перечитывать? Теперь даже под угрозой самой страшной кары я не позволил бы себе огорчить Виктора Борисовича и, словно кидаясь в прорубь, бух­нул: «Тысячу и одну ночь».

Так и попал незадачливый литератор к профессору арабского язы­ка и получил от него связку сказок «Тысячи и одной ночи»... на араб­ском языке. И юноша позорно бежал от доверчивого и наивного про­фессора, потому что, разумеется, не знал ни одного арабского слова. Но этот эпизод, по его собственному признанию, сыграл значитель­ную роль в его творческой биографии, а затем и привел к «Старику Хоттабычу».

Сказки, очень любимые в детстве, навеяли начинающему писате­лю идею создать нечто подобное, только перенесенное в современ­ность. И молодой писатель вообразил себе, что было бы, если бы джинна из сосуда выпустил современный человек, мальчик Волька Костыль­ков, живущий совсем в другое время и имеющий совсем другие поня­тия о счастье и богатстве. Так родился «Старик Хогтабыч».

В нем все время слышатся отголоски «Тысяча и одной ночи», но то, что в условиях арабских сказок было трагедией, в сказке Лагина обо­рачивается комедией. Вроде продажи в рабство друга Вольки школь­ника Жени, которое, по мнению Хоттабыча, будет приятно Вольке. Книга Лагина безудержно веселая. Основным источником смешного является противоречие между тысячелетними убеждениями и навыка­ми вышедшего из сосуда волшебника и привычными понятиями мальчика, выросшего совсем в других условиях. Носителем морали оказывается не старый волшебник, а современный школьник. И по­степенно старый мудрец становится помощником совсем других лю­дей. А злой и самоуверенный брат Хоттабыча Омар обрекает себя на судьбу спутника Луны, потому что пренебрег современными знания­ми в области астрономии.

Хоттабыч совершает поступки один наивнее другого. То он по­вергает в ужас своего «повелителя», обещая превратить в жабу его любимую учительницу, то валится на колени перед самым обыкно­венным отдыхающим в санатории, то наколдовывает Вольке бороду, чтобы пускали в кино на вечерние сеансы, и забывает, как от боро­ды можно избавиться. То не соглашается в цирке сидеть в первом ряду, потому что его спасителю Вольке не подобает сидеть «ниже всех». Очень точно выбран и другой главный герой – Волька. У не­го твердые моральные принципы, но он ребенок, и соблазн получать удовольствия велик. В повести-сказке очень много действия. Не зря «Старик Хоттабыч» стал и радиоповестью, и спектаклем, му­зыкальной комедией.

Читать книгу

В 1956 году на экраны вышел одноимённый художественный фильм (в ролях: Николай Волков, Алексей Литвинов, Геннадий Худяков, Лев Ковальчук, Майя Блинова, Ольга Черкасова, Ефим Копелян, Александр Лариков, Евгений Весник; режиссёр: Геннадий Казанский).

Для своего времени фильм изобилует техническими чудесами и экранными трюками. Сегодня многое выглядит наивно, но в те годы мгновенные перемещения из Краснопресненского района в Индию и обратно, появление караванов и дворцов и прочие спецэффекты приводили зрителей в восторг.

Интересные факты

— Для Алексея Литвинова исполнение роли Вольки Костылькова стало единственной работой в большом кино.

— Хоттабыч поедал в больших количествах не эскимо, а глазированные сырки. Так съемочная группа берегла актера Николая Волкова от простуды.

— Фильм завоевал в 1958 году диплом Всесоюзного кинофестиваля в Москве.

 

По материалам статьи: Лагин Лазарь Иосифович // Детские писатели России. Сто имен : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А–Л  / Г. Н. Тубельская. – Москва : Школьная библиотека, 2002. – С. 180-185.

[Источник: Культура.РФ ]

Назад

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день