Настройки

Настройки

Размер шрифта:

Интервал между буквами (Кернинг):

Изображения:

Цветовая схема:

a a a

Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

«Библиотека в режиме онлайн: новые формы работы»

Библиотекари всего мира едины в своих стремлениях: двери библиотеки всегда должны быть открыты для людей, а библиотечные фонды – доступны. Даже в условиях карантина и самоизоляции можно найти возможность дарить радость общения с книгой, избавить от чувства одиночества и дискомфорта.

Швеция

«Час сказок» – смена формата

«Час сказок» – это отличный способ познакомить детей младшего возраста с родным языком, развить их словарный запас, навыки и воображение. Последние несколько месяцев собрать людей в библиотеке, чтобы провести подобное мероприятие, стало невозможно, и тогда «Час сказок» был перенесен в онлайн-формат. Однако надо понимать при этом, что в разных странах действуют разные законы об охране авторских прав. В одних странах не видят ничего предосудительного в вынесении в пространство Интернета того, что возможно на уровне личного общения. В других странах – в частности, в Австралии, Ирландии и Новой Зеландии – библиотечные ассоциации специально договаривались с издательствами о чтении их книг в таких «Часах сказок». В Хессельхольме сотрудники библиотек перенесли «Часы сказок» в парки, где дети с удовольствием слушали волшебные истории.

Великобритания

Запуск марафонов чтения

Для многих стран марафоны чтения являются частью библиотечных программ. Это позволяет детям быть вовлеченными в процесс общения с книгой и тренировать свои навыки чтения постоянно.

Английское агентство по чтению провело такой марафон в режиме онлайн, и он оказался настолько популярным, что веб-сайт с трудом справлялся со всеми желающими поучаствовать.

Австралия, Иран, США

Обеспечение удаленного доступа к библиотечным фондам

Одним из проверенных способов поддержки грамотности является предоставление доступа к фондам. С закрытием библиотек в связи с пандемией библиотекари доказали свою эффективность в поиске альтернативных способов предоставления книг своим читателям. Так, некоторые из них увеличили количество книг, которые люди могут взять домой, обеспечили услуги доставки книг на дом и увеличили свои онлайн-предложения, например, как это было в Новом Южном Уэльсе.

В мире отмечен значительный рост интереса к электронным книгам, хотя это во всех странах, в том числе в России, оказалось не слишком бюджетным удовольствием. Интересное альтернативное решение предложил и реализовал директор Мобильной библиотеки Dandelion в Иране: совместный просмотр фотографий и проведение «Часа сказок» по телефону.

А Государственная библиотека Виктории запустила онлайн-сеансы библиотерапии, чтобы помочь людям справиться со стрессом от возобновившихся там ограничений.

США

Семейный книжный клуб

Школьный библиотекарь Мэри Инглиш решила объединить библиотечные фонды с экспозициями Исторического музея и организовать работу семейного «Книжного клуба». Ее идею поддержало Нью-Йоркское историческое общество. Все книги в программе семейного клуба, как художественные, так и научно-популярные, – это очень перспективный материал для детей в возрасте от 9 до 12 лет, но они отличаются от книг, которые чаще всего задают прочесть детям в школе. Программа клуба «Изучаем историю» позволяет детям и родителям проводить вместе больше времени и совместно познавать новое. Чтобы общение на платформе Zoom было не слишком утомительным для детей, организаторы сократили продолжительность заседания клуба, но при этом увеличили частоту сеансов, чтобы встречаться каждые две недели, а не ежемесячно. Кроме того, теперь семьям предложено больше способов подготовиться к виртуальному обсуждению – например, посмотреть экранизацию книги. Еще одно преимущество удаленного формата – возможность авторов принять участие в беседе с семьями, независимо от того, где они сейчас находятся. В результате значительно возросло количество участников: виртуальный «Книжный клуб» охватил около 500 семей.

Семейный «Книжный клуб» – это способ продлить позитивные эмоции, которые преобладают, когда родители читают своим детям. Когда семьи вместе читают одни и те же книги, родители показывают детям, что чтение – это важная часть жизни человека. Совместное чтение вслух позволяет младшим членам семьи услышать и понять текст из таких книг, которые могут быть для них в силу возраста еще слишком сложными. Это дает им возможность больше узнать о мире и обогатить свой словарный запас.

Как для взрослых, так и для детей опыт семейного чтения очень полезен, особенно во время пандемии, стрессового и тревожного времени, считают организаторы проекта. Совместное чтение позволяет семьям учиться в безопасной обстановке и при этом наслаждаться содержательными беседами друг с другом, чтобы каждый член клуба мог обдумать свое место в мире. Но, возможно, самое главное – это то, что совместное чтение в нашем неспокойном мире дает подросткам какую-то стабильность и ощущение, что у них есть нечто особенное, чего они будут с нетерпением ждать каждый раз: значимое время со своей семьей.

Очень важная составляющая работы «Книжного клуба» – это встречи с авторами. Они рассказывают читателям, почему выбрали для своей книги именно этот период времени, как проводили свои исследования, как сегодняшние события связаны с темами данной книги. Важным эффектом проекта организаторы назвали то, что собрания клуба дали людям возможность сосредоточиться на чем-то, что не связано с COVID.

В онлайн-формате можно также поддерживать интерактивность событий, например, используя функцию опроса платформы Zoom.

«Литература Техаса», культурная и образовательная некоммерческая организация, организует онлайн-версию «Техасского часа рассказов» для маленьких читателей и их семей. В сотрудничестве со школьными округами и библиотеками других городов была выпущена шестинедельная версия такого «Часа рассказов».

Программа направлена на то, чтобы пробудить у детей интерес к книгам и поддержать малообеспеченные семьи. Помимо чтения книг, семьи участвуют в мероприятиях, связанных с тематикой прочитанных историй. При составлении программ чтения на каникулах организаторы стараются выбрать такие книги, в которых дети могут увидеть себя. Кроме того, онлайн-версия программы ориентирована на книги, связанные с приготовлением пищи, а семьи с детьми не только участвуют в программе, но и в дополнение к еженедельным виртуальным собраниям еще получают книги и продукты для приготовления разных блюд.

Великобритания

Виртуальная школьная библиотека

Национальный фонд грамотности при поддержке Ее Королевского Высочества герцогини Корнуольской, а также ведущих детских авторов запустил две новые цифровые платформы для родителей и учителей, чтобы поддержать развитие грамотности у детей, которые в наибольшей степени пострадали от COVID-19.

Закрытие школ из-за пандемии может привести к тому, что разрыв в успеваемости между неблагополучными детьми и их более обеспеченными сверстниками уже через 16 месяцев увеличится на целых 75 %. Это огромный разрыв, после которого многие, скорее всего, уже не смогут наверстать упущенное, поскольку эти дети и так почти в два раза чаще, чем их более обеспеченные сверстники, читают и пишут хуже уровня, ожидаемого от их возраста, и имеют плохие оценки за экзамены.

Последнее исследование НФГ также показало, что, по сообщениям одного из четырех родителей, во время изоляции дети не имеют доступа к своим собственным или библиотечным книгам, и более половины родителей заявили, что они хотели бы иметь дома больше цифровых ресурсов для поддержки грамотности своего ребенка.

Чтобы помочь детям, которые отстали в развитии своих навыков грамотности, а также обеспечить детям доступ к книгам, а семьям –                                                                                                  путь к поддержке грамотности в случае дальнейшей изоляции, НФГ запустил виртуальную школьную библиотеку для начальных школ.

Платформа виртуальной школьной библиотеки Национального фонда грамотности – это бесплатный ресурс для учителей. Цель которого – предоставить каждому ребенку начальной школы Великобритании доступ к бесплатным электронным книгам и аудиокнигам, эксклюзивному видео и увлекательным встречам с любимыми детскими авторами и иллюстраторами.

Виртуальная школьная библиотека будет предоставлять детям доступ к книгам круглый год, независимо от того, где они учатся – в школе или дома.

Великобритания

Платформа Words for Life

Новый веб-сайт НФГ предлагает всем желающим простые и веселые образовательные советы, мероприятия и ресурсы для поддержки грамотности у детей и обучения дома. Там можно найти множество списков книг по различным темам, викторины, творческие задания, советы и рекомендации, как помочь детям всех возрастов улучшить навыки чтения, письма и общения, не выходя из дома.

Этот веб-сайт объединил в себе всю существующую цифровую поддержку НФГ для родителей, включая уже ставшую популярной Family Zone («Семейную зону») с домашними учебными ресурсами, которую во время изоляции посетили более более 400 000 семей, и ее веб-сайт Small Talk.

Великобритания

Ответственность за счастливое детство

Успех проекта в Великобритании во многом определила поддержка на самом высоком уровне и понимание личной ответственности взрослых за развитие детей.

В своем видеообращении Ее Koролевское Высочество герцогиня Корнуольская сказала «Я очень люблю библиотеки. Они являются абсолютными сокровищницами знаний, мудрости и надежды. Войдите в библиотеку, и вы вдруг обнаружите, что можете проходить сквозь шкафы, выскакивать из кроличьих нор, играть в квиддич и, возможно, даже похищать королевские драгоценности...

Я рада возможности запустить виртуальную школьную библиотеку Национального фонда грамотности. Это просто фантастическая идея: библиотека, которая позволяет нам читать в Интернете книги, встречаться с авторами, заглядывать в их черновики и наслаждаться чтением – и все это сидя в уютном кресле у себя дома. Я не сомневаюсь, что дети будут отлично проводить время в этой библиотеке».

Джонатан Дуглас, исполнительный директор Национального фонда грамотности: «Мы должны сделать все возможное для поддержки грамотности, обучения и благополучия всех детей... Наша виртуальная школьная библиотека обеспечит детям круглогодичный доступ к волшебному миру историй, а наш сайт Words for Life предоставит родителям советы, необходимые им для того, чтобы помочь развивать детскую грамотность дома. Вместе мы сможем добиться того, что воздействие COVID-19 не продлится долго ни для одного ребенка».

США

Цифровые технологии пришли, чтобы остаться

Библиотеки стали одними из первых мест, которые закрыли свои двери, когда коронавирус нанес удар, заставив читателей обратиться к цифровой выдаче материалов и виртуальным программам.

Карантин в США привел к возникновению волны новых пользователей цифровых услуг библиотек, особенно тех, которые дают возможность виртуальной книговыдачи и предоставляют доступ к потоковым сервисам, в том числе Overdrive (коллекция электронных и аудиокниг. – Прим, пер.) и Hoopla (библиотечная платформа с электронными книгами. – Прим. пер.).

Большинство библиотек ожидает, что эта волна не исчезнет, когда библиотеки вновь откроются, но выдача традиционных книг по-прежнему будет преобладать.

США

Цифровые ресурсы современных библиотек

Карантин увеличил число постоянных посетителей, пользующихся цифровыми услугами, в первую очередь потому, что им стало удобнее пользоваться этими платформами. Однако люди перегружены количеством времени, которое проводят у дисплеев, и были бы рады традиционным книгам. Исследования показали, что традиционные книги лучше успокаивают, потому что они не имеют фоновой подсветки, а понимание прочитанного на 10 % хуже при чтении с экрана по сравнению с чтением бумажной книги. Сотрудники библиотеки в штате Коннектикут провели опрос среди учеников средней и старшей школы на тему того, предпочитают ли они читать традиционные книги, электронные книги или и то, и другое, и установили, что «внушительное большинство читает традиционные книги». Но цифровые книги также имеют свои преимущества, особенно потому, что они не занимают так много пространства. Поэтому очевидно, что цифровые технологии пришли, чтобы остаться. Вы просто не откажетесь от удобства и портативности цифровых услуг, потому что можете получить доступ к ним в любое время и в любом месте.

Многие библиотеки планируют продолжить оказание услуг, которые они запустили во время карантина, – например, организовать онлайн-мероприятия.

Большинство библиотек продолжит проведение виртуальных программ до тех пор, по библиотеки не смогут вновь открыться для больших групп. Но даже тогда некоторые из них рассматривают возможность продолжения «потокового вещания» для охвата более широкой аудитории – например, читателей, «привязанных» к дому.

США

Расширение цифровых возможностей

Библиотека Марка Твена запустила новый потоковый сервис, который улучшает доступ читателей к материалам ВВС, документальным фильмам, авторскому кино и образовательным курсам.

Библиотеки стараются скорректировать свои бюджеты, чтобы создать коллекции цифровых материалов, пересматривают расходы на покупку бумажных книг в следующем финансовом году. Одна из проблем заключается в том, что электронные книги гораздо более дорогие, чем традиционные книги, из-за подхода издателей к их оценке.

Электронные книги не могут читаться одновременно несколькими читателями, поэтому читатели ждут, пока копии не станут доступны, практически так же, как они ждали бы традиционную книгу. В США традиционная книга для взрослых читателей обычно обходится библиотеке примерно в 22-24 доллара плюс расходы на обработку, необходимую для внесения книги в каталог и размещения на полке. Электронная книга не требует такой обработки, но обычно стоит не менее 50 долларов, а некоторые – дороже 100 долларов.

Источник: Библиотека в режиме онлайн: новые формы работы // Школьная библиотека. – 2020. – № 5. – С.23-29.

Назад

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день