Настройки

Настройки

Размер шрифта:

Интервал между буквами (Кернинг):

Изображения:

Цветовая схема:

a a a

Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова

+7 (4812) 38-05-36

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Посмотреть на карте

Александр Куприн

07.09.2020

Александр Куприн прожил насыщенную жизнь. В его биографии чудным образом переплелись радостные и трагические события, взлеты и разочарования, о нем можно смело снимать приключенческое кино. Куприн стал одним из самых колоритных личностей отечественной литературы. Разочаровавшись во власти большевиков, он надолго покинул родину, но будучи истинно русским человеком, все же вернулся. Он оставил после себя большое творческое наследие, его произведения живы и будут жить еще долго, находя отклики в сердцах новых поколений читателей.

Родился Александр Куприн 7 сентября 1870 года в небольшом уездном городке Наровчате близ Пензы, и стал шестым ребенком в семье Ивана Куприна – потомственного дворянина, мелкого чиновника и Любовь Кулунчаковой, принадлежавшей к обедневшему татарскому княжескому роду.

Когда мальчику исполнился год, умер отец и семья осталась полностью без средств к существованию. Двоих дочерей мать сумела определить в казенные пансионы, а сама вместе с крошечным сыном уехала в Москву, где обосновалась во Вдовьем доме. «...Мои детские впечатления неразрывны со скитаниями... кляньчаньем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами... Меня заставляли целовать ручки у благодетелей – у мужчин и у женщин... Прислуга втихомолку издевалась над нами, дразнила меня горбатым, потому что я в детстве держался сутуловато, а мою мать приживалкой и салопницей», – вспоминал впоследствии Куприн.

Матери казалось, что только военная карьера сможет обеспечить ее ребенку надежное будущее, поэтому Саша учился вначале в Кадетском корпусе, затем в Александровском юнкерском училище. После его окончания молодой человек получил звание подпоручика и был отправлен «для несения строевой службы» в 46-й пехотный Днепровский полк, расквартированный в самой глуши Юго-Западного края – городе Проскурове.

Бедный и скучный быт черноземного захолустья порождал в душе стойкое уныние. Почти каждую ночь Куприну снилась Москва: церковь Покрова на Пресне, Садовое кольцо, Никитские улицы – Малая и Большая, и он просыпался от собственных рыданий. Справиться со всепоглощающей тоской помогали лишь бесконечные служебные обязанности и литература, которой он отдавал все свое свободное время.

Чтобы вырваться из затхлой провинциальной жизни, Александр Иванович пытался поступить в Академию Генерального штаба. Но из-за «оскорбления полицейского чина при исполнении служебных обязанностей» молодого человека лишили права сдачи экзаменов.

После этого неприятного случая Куприн почти сразу подал в отставку. Он понимал, что наносит страшный удар своей матери и получает весьма неопределенные виды на будущее. Но на службу в армии у него не было больше душевных сил. Впрочем, четыре года, проведенные в полку, не прошли для Куприна даром. Военная служба дала ему впоследствии возможность написать одно из самых знаменитых своих произведений – повесть «Поединок».

После увольнения Куприн поселился в Киеве, где стал работать в газетах фельетонистом и писать рассказы. Но на одном месте ему не сиделось – вскоре он принялся ездить по России и браться за любое подвернувшееся дело. Куприн был конторщиком и грузчиком, управляющим имением и актером, учителем и продавцом унитазов. Происходило все это не из-за беспросветной нужды, а от «безмерной жадности к жизни и нестерпимого любопытства». Куприн признавался, что ему хотелось хотя бы «на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою» и «пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека».

Поэтому среди друзей и знакомых Александра Ивановича одновременно могли быть Антон Павлович Чехов и спившийся литератор Александр Рославлев, Максим Горький и сотрудники мелких бульварных газет. А иногда постоянное желание «пожить жизнью другого человека» приобретало и вовсе гротескные размеры. Современники рассказывали, будто однажды Куприн решил испытать, как чувствует себя грабитель. «Выбрал место и время, отобрал вещи, уложил их в чемодан, но вынести их не хватило решимости».

Было у Куприна и еще одно свойство – умение радоваться окружавшему его миру. «Великое благословение всему, земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте [бытия]» – так сформулировал как-то свое ощущение жизни Куприн. Поэтому он и мог писать обо всем – о скромном растении резеде, о судьбе лошади по кличке Изумруд и конечно же о человеке. Именно человек с его любовью, размышлениями, тревогами, повседневной суетой и стал главным героем многочисленных купринских рассказов. Здесь для писателя не существовало мелочей. Его одинаково волновали и высокие порывы человеческой души, и то, что происходит в жизни «каждый вечер», «обычно», «уже много лет подряд».

Именно в повторениях Куприн находил особую прелесть – его привлекали «привычные», «вековечные» дела и поступки, остающиеся неизменными из года в год, а то и из поколения в поколение.

Увы, все эти устои, обычаи и традиции ушли в небытие после октября 1917 года. Вероятно, поэтому осенью 1919 года Куприн решил покинуть родину. Но, живя вместе с другими эмигрантами в Париже он бесконечно тосковал по ушедшей России. «Десять–двенадцать лет прошло от того времени, а кажется – сто или двести, – написал как- то Куприн, глядя на старые фотографии. Кажется, никогда этого не было, ни славной армии, ни чудесных солдат, ни офицеров-героев, ни милой, беспечной, уютной, доброй русской жизни... Был сон!..»

В Париже писатель чувствовал себя неуютно. Денег не хватало на самое необходимое, работалось из рук вон плохо. К середине тридцатых годов Куприн почти прекратил заниматься сочинительством. «Писать о России по зрительной памяти я не могу. Меня жизнь тянула к себе, интересовала, жил я с теми, о ком писал. В жизни я барахтался страстно, вбирая ее в себя... А теперь что? Все пропадает».

«Знаете ли, чего мне не хватает? – как-то признался Куприн Репину. – Это – двух-трех минут разговора с половым из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком... Я изнемогаю без русского языка!»

В 1937 году писатель решил вернуться на родину – он уезжал туда умирать. Самым ценным грузом, бережно доставленным им из Франции, была корзиночка с кошкой Ю-ю.

Кроме шести томов сочинений, Куприн оставил после себя духовное завещание. Оно заканчивалось словами: «...панихид по мне не петь, речей надо мной не говорить... Всем, кому сделал зло или какую неприятность, простить меня, всем же попутчикам в жизни принять глубокую благодарность...»

Сердце Куприна перестало биться 25 августа 1938 года.

Местом его упокоения стало Волковское кладбище, там, на Литераторских подмостках, рядом с Иваном Тургеневым, он нашел свой вечный покой.

ЭКРАНИЗАЦИИ

Белый пудель. Реж. М. Рошаль, В. Шредель. Коми. А. Муравлев. СССР, 1956.

Гамбринус. Реж. Д. Месхиев. СССР, 1990. В ролях: Н. Русланова, И. Розанова и др.

Гранатовый браслет. Реж. А. Роом. СССР, 1964. В ролях: А. Шен- гелая, И. Озеров, О. Басилашвили и др.

Желание любви. В 2 сер. По мотивам повести «Впотьмах». Сцен, и реж. В. Георгиев. Комп. Э. Денисов. Россия, 1993. В ролях: С. Рябова, Б. Химичев, А. Збруев и др.

Жертва для императора. По мотивам рассказа «Штабс-капитан Рыбников». Реж. Р. Орынбасарова. СССР, 1991.

И вот пришел Бумбо... По мотивам ранних сказок и рассказов А. И. Куприна. Реж. Н. Кошеверова. Комп. М. Вайнберг. СССР, 1984. В ролях: О. Басилашвили, В. Золотухин, Т. Пельтцер, С. Немоляева и др.

Куприн. 13-серийный телесериал по мотивам повестей: «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист»; «Люция», «Впотьмах», «Путаница», «Система», «Молох»; «Поединок». Режиссёры: Владислав Фурман, Андрей Эшпай и Андрей Малюков. Производство телекомпании «Красный квадрат. Кино» и Студии «Русский проект».

Олеся. Реж. Б. Ивченко. Комп. В. Губа. СССР, 1970. В ролях: JI. Чурсина, Г. Воропаев, М. Капнист и др.

Поединок. Сцен, и реж. В. Петров. Комп. А. Хачатурян. СССР, 1957. В ролях: Н. Комиссаров, А. Попов, JI. Сухаревская и др.

Шурочка. По повести «Поединок». Сцен, и реж. И. Хейфиц. Комп. О. Каравайчук. СССР, 1982. В ролях: Е. Финогеева, JI. Гурченко, А. Николаев, С. Садальский и др.

Использованные материалы:

Куприн Александр Иванович // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь в 3 частях. Ч. 3. – М. : Либерия, 2000. – С. 238-242.

Александр Иванович Куприн // Биограф : сайт.

Назад

Яндекс.Метрика

Контакты

detlib_smolensk@mail.ru

+7 (4812) 38-05-36

cpi-s@yandex.ru

+7 (4812) 38-15-04

г. Смоленск, ул. Ленина, 16; пр. Гагарина, 12/1

Режим работы библиотеки

Понедельник – пятница с 10.00 до 19.00

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Суббота – выходной день

Последний вторник месяца – санитарный день